«Это был уникальный случай»: хирург Соловьев рассказал, как спасали беременную пациентку
Беременная на 25-й неделе 27-летняя петербурженка Елизавета Куликова поступила по скорой помощи в Мариинскую больницу с подозрением на аппендицит. При осмотре был установлен точный диагноз: тонкокишечная спаечная непроходимость. Беременным противопоказаны практически все диагностические и инструментальные обследования и мероприятия, включая рентген и КТ. Кроме того, необходимо было рассчитать отдельные виды анестезии для матери и ребенка. Но самое главное – необходимо было сохранить первую беременность и спасти жизнь молодой женщине.
«В плане хирургии никаких особых сложностей нет – с тонкокишечной непроходимостью мы встречаемся часто. Но в данном случае речь шла о беременной, причем на таком сроке, что родоразрешение практически неминуемо привело бы к инвалидизации ребенка – слишком маленький срок для появления на свет», – рассказывает «Петербургскому дневнику» заместитель главного врача Мариинской больницы по хирургии доктор медицинских наук, профессор Иван Соловьев.
«Большой Миша спасет маленького Мишу»
Профессор Иван Соловьев объясняет: стратегически считается, что при таких сложных хирургических ситуациях делается операция кесарева сечения, а потом происходит разрешение хирургической ситуации. Но, учитывая всего 24-25 недель беременности, в таком случае родился бы ребенок с экстремально низкой массой тела от 500 до 700 граммов, и риск наличия неврологических заболеваний есть практически на 100 процентов.
«Сделали Елизавете МРТ и поняли, что оперировать надо быстро. Собрали консилиум врачей нескольких специальностей – хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, педиатры, неонатологи, включая главного акушера-гинеколога города Виталия Беженаря. Доктору медицинских наук, профессору завкафедрой госпитальной хирургии Педиатрического университета Михаилу Ханевичу, заместителю главного врача по анестезиологии и реанимации Мариинской больницы Александру Андреенко и мне надо было принять очень непростое решение. Я сказал, что решение принял, попросил высказаться коллег. Мнение было единодушно: надо оперировать», – рассказывает Иван Соловьев.
Иван Соловьев и Михаил Ханевич отправились в палату к пациентке.
«Она все напряженная, трясется. Мы рассказываем, что будем оперировать. Она хватается за живот и начинает реветь: «Миша, если ты там умрешь!..» Мы снова переглядываемся с Михаилом Ханевичем. Спрашиваем: «Ребенка Миша зовут?» Она подтверждает. Ну, раз так – значит, судьба. Смотрю на Ханевича: «Вы готовы?» Он кивает. Значит, Миша большой будет спасать Мишу маленького. И закрутился маховик», – вспоминает Иван Соловьев.
Приедем на роды в срок
В Мариинскую больницу приехали бригады акушерского дистанционного консультативного центра, привезли кювез для реанимации ребенка, собрались детские анестезиологи-реаниматологи. Всего присутствовали около 15 специалистов. Проговорили каждый шаг: как интубируют, как контролируют плод, какой будет разрез, кто где стоит.
«Мы оперировали, а в соседнем зале все было накрыто для малыша на тот случай, если бы пришлось делать кесарево. Наш анестзиолог-реаниматолог Александр Андреенко рассчитал наркоз – его надо было делать отдельно для матери и для ребенка и так, чтобы ей не было больно, а ребенку не был нанесен вред. Оперировал Михаил Дмитриевич Ханевич. Я оценивал хирургическую составляющую. Сделали небольшой разрез, произвели ревизию органов брюшной полости, выявили причину – было узлообразование тонкой кишки, очень редкая патология – кишка завязалась узлом вокруг своей оси на фоне спаечного процесса. В результате спайки были разделены, ребенок не пострадал. Операция длилась около 2 часов», – уточняет Иван Анатольевич.
Оказалось, что когда Елизавете было всего 4 дня от роду, ей было выполнено хирургическое вмешательство по незаращению диафрагмы. После этого девушка 27 лет жила без жалоб и проблем. Но беременность спровоцировала нынешнее осложнение. Сейчас и с ней, и с ребенком все абсолютно нормально. Она спокойно донашивает беременность и очень благодарна врачам за спасение Миши. Пациентку взял под динамический контроль Роддом № 10. Когда настанет срок, Елизавете там будут делать уже плановое кесарево сечение.
«Я тоже приеду обязательно. Надо же увидеть Мишу», – улыбается Иван Соловьев.
Профессор Михаил Ханевич также признался, что в его 40-летней практике работы в хирургии это был первый такой случай.
«Задача заключалась в том, чтобы тщательно, с минимальной травматичностью для женщины выполнить хирургическое вмешательство. И мы это выполнили. Это удалось сделать благодаря слаженным действиям бригады врачей в операционной и филигранной работе хирургов», – отметил Михаил Ханевич.
Напомним, база кафедры Педиатрического университета уже 80 лет находится в старейшем городском стационаре – Мариинской больнице. Там отмечают, что беременных с неотложными заболеваниями органов брюшной полости за год поступает около десяти. Но подобный случай такого совместного сложного подхода к спасению двух человек – матери и ребенка был первым и совершенно неординарным для всех заслуженных и маститых докторов.