Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Стирая границы между экраном и зрителем»: в Петербурге впервые пройдет фестиваль виртуального кинематографа «Культура 360»

«Петербургский дневник» побеседовал с режиссером, арт-директором фестиваля «Культура 360» Максимом Никоновым и узнал о специфике VR-кино, его основных отличиях от 3D-формата, о том, какие фильмы войдут в его конкурсную программу, и не только

В Петербурге впервые пройдет фестиваль виртуального кинематографа «Культура 360». Он продлится с 17 по 19 февраля 2023 года и подарит всем желающим возможность посетить открытые конкурсные показы лучших российских VR-фильмов, а также интересные мастер-классы о VR-направлении в кино. Мероприятия рассчитаны на зрителей всех возрастов. 

Незадолго до события «Петербургский дневник» побеседовал с режиссером, арт-директором фестиваля «Культура 360» Максимом Никоновым и узнал о специфике VR-кино, его основных отличиях от 3D-формата, о том, какие фильмы войдут в его конкурсную программу, и не только.

– Максим, расскажите немного о VR-формате. В чём специфика съёмок таких фильмов?

– Одна из главных задач формата 360 – снять фильм так, чтобы в буквальном смысле погрузить зрителя внутрь фильма. При этом важно, чтобы его внимание не рассеивалось на множество деталей, а чтобы он смотрел именно туда, куда рассчитывал обратить его внимание автор фильма. Сам процесс съемок не сильно отличается от классического кино – в нем также задействованы актеры, при необходимости применяются спецэффекты и так далее. Однако для работы необходимы специальные камеры, а также процесс обработки отснятого материала довольно специфичен. Главное отличие съёмок в VR-формате в том, что камера снимает все окружающее пространство вокруг себя. Поэтому необходимо учитывать, что абсолютно все детали вокруг важны. Актеры, играя свою роль, должны использовать пространство вокруг камеры, понимая, что зритель во время просмотра фильма может посмотреть в любую сторону. Это важно учитывать. Этот нюанс также должны учитывать декораторы, поэтому декорации строятся во все стороны, полностью окружая камеры. По итогу работа над обработкой готового материала увеличивается в разы – с объемом картинки увеличивается и объем усилий.

– Таким образом, в чем главная особенность таких фильмов для зрителей?

– В том, что надев специальный шлем, ты оказываешься внутри, условно говоря, «Аватара» или «Властелина колец». Ты являешься непосредственным участником событий, видишь происходящее в полном объеме, когда, например, поворачиваешь голову по сторонам.

– В чем принципиальная разница между фильмами формата 3D и формата 360?

– Когда мы смотрим фильм в формате 3D, мы все равно видим границы экрана, видим расстояние до него. Мы не находимся внутри фильма на все сто процентов. Когда же для просмотра картины в VR-формате мы надеваем специальный шлем, эти границы полностью теряются. Поворачивая голову в разные стороны, мы буквально ощущаем себя внутри фильма.

Если мы вернёмся к теме истории развития кинематографа, то можем проследить, как каждый раз, когда появлялись новые технологии, они брались на вооружение, все больше развивая его и делая все более правдоподобным для зрителя. Формат 360 смог полностью разрушить так называемую четвертую стену, давая самый мощный эффект погружения. То есть «стена» между происходящим в фильме и зрителем разрушена полностью в VR-кино.

 Насколько это направление на сегодняшний день развито в мире?

– Во всех странах оно развито примерно на одном уровне. Нет такого, что Россия, например, в этом сильно отстаёт. Дело в том, что виртуальная реальность – это широкое направление, связанное не только с кинематографом. Это, прежде всего, интерактивные проекты – симуляторы, игры, наука, корпоративное обучение и так далее. Кино – это только узкая отрасль, которая на сегодня в мире пока развита слабо. Этот рынок только формируется.

– Тем не менее есть ли в мировом кинематографе примеры полнометражных фильмов, снятых в этом формате?

– Полнометражного фильма пока нет. Однако есть эксперименты от известных режиссеров. Например, от режиссера «Форсажа» Джастина Лина. Также Даг Лайман – режиссер фильма «Грань будущего» несколько лет назад создал небольшой сериал «Невидимые» в формате VR, каждая серия в котором длится по 5-10 минут. Также в формате 360 свою работу «Предел» в 2018 году представил Роберт Родригес. Когда это движение зарождалось – в 2016-2017 годах, такие эксперименты время от времени появлялись.

Сейчас одной из главных проблем в популяризации VR-формата, на мой взгляд, является то, что никто из известных режиссеров не задействует его при работе над серьезными картинами. Однако, надежду внушает заявление Джеймса Кэмерона о своем интересе к тому, чтобы сделать проект в формате 360 в тематике «Аватара». Думаю, если это произойдет, за ним пойдут и другие режиссеры. Нужны крутые проекты, которые покажут продюсерам интерес зрителей к этому формату.

– Возможно ли, что в будущем появятся VR-кинотеатры?

– Уже сейчас в некоторых городах есть подобные бизнес-проекты, в том числе и кинотеатры. Это говорит о том, что эта бизнес-модель рабочая. Люди готовы приходить и смотреть. Но, лично на мой взгляд, это скорее модель индивидуального просмотра того или иного фильма. Например, как компьютерные игры. То есть пользователи могут скачивать себе на шлем либо компьютерную игру, либо фильм, и если в семье есть два-три таких шлема, то они могут играть или просматривать их вместе. Но, думаю, кинотеатры тоже будут. Часто меня спрашивают о том, не странно ли это – ведь в кино мы приходим, как правило, с друзьями, чтобы пообщаться. Надевая VR-шлем, ты, по сути, остаёшься наедине с собой и произведением. Я на это отвечаю, что и в обычном кинотеатре мы по большому счету остаёмся один на один с фильмом. Нам не очень нравятся посторонние шумы во время просмотра. Впечатлениями о просмотренном фильме мы делимся уже после того, как выходим из кинотеатра. Здесь получается то же самое – вы одновременно смотрите один и тот же фильм, но каждый с помощью шлема находится внутри фильма. Это очень интересно.

– Есть ли возможность, адаптировать классические фильмы, снятые в обычном формате, в формат 360? Как это сейчас делают, например, с чёрно-белые кино, придавая ему цветное изображение?

– К сожалению, нет. Все, что было снято, грубо говоря, до появления этого формата, адаптировать под него нельзя. Конечно, можно залить их в специальный шлем, но это будет словно ты просто смотришь фильм в кинотеатре на обычном экране. Чтобы смотреть фильм в VR-формате, нужно снимать его с нуля специальными камерами. При этом фильм 360 мы легко можем перевести в 2D-формат. Но не наоборот.

– Поговорим о приближающемся фестивале «Культура 360». Для вас это первый подобный опыт?

– Если говорить в целом о России, то тематические фестивали ранее уже проходили в Москве. Могу привести в пример специальную программу при Московском международном кинофестивале Russian VR Seasons, которую организовывает мой коллега Георгий Молодцов. Он приглашен в жюри «Культуры 360». Также можно отметить фестиваль «EMC», который проходил летом 2016 года в столице. Если рассматривать подобный опыт в Петербурге, то, наверное, по факту для города это действительно первый фестиваль VR-кино такого масштаба. Конечно, подобные мероприятия проходили и ранее, но у нас всё-таки фестиваль-конкурс, включающий в себя конкурсную программу, что отличает его от других подобных мероприятий.

– Расскажите о его структуре.

– Фестиваль будет проходить три дня. Прежде всего, он предполагает показы фильмов конкурсной программы. Авторы, режиссеры, творческие люди, заинтересованные в направлении виртуального кино, заранее отправляли заявки на участие. Так мы сформировали нашу конкурсную программу в двух основных номинациях: документальное и игровое кино. У нас учреждены призы за лучшее техническое исполнение, лучший фильм по версии зрителей, а также предусмотрены дипломы участникам за второе и третье место в двух основных номинациях.

Во-вторых, на эти три дня мы приглашаем профессионалов, экспертов из области виртуального кино, которые в рамках своих выступлений во время конференций и круглых столов расскажут о специфике этого направления, поделятся опытом.

Кроме, того мы организуем выставку фотографий в формате 360. Наши гости смогут надеть VR-очки и оказаться прямо внутри представленных на ней работ. Также можно будет самому попробовать что-то нарисовать в этом формате. В этом помогут приглашенные художники, которые смогут подсказать, как это делается, поделиться своим опытом. Можно назвать это небольшим мастер-классом.

Отдельно будет организована зона, где зрители смогут погрузиться в историю географических открытий – с помощью VR-фильма перенестись назад во времени и узнать истории российских первооткрывателей. Помимо этого, в течение месяца до старта фестиваля мы провели VR-лабораторию – это 8 тематических встреч, лекций и мастер-классов при участии специалистов VR-индустрии. Участники VR-лаборатории уже сняли свои собственные первые произведения в формате 360, которые будут показаны в отдельной внеконкурсной программе нашего фестиваля.

 География участников фестиваля охватывает всю страну?

– Да, конечно, заявки на участие могли подозвать желающие из совершенно разных городов.

 В сложившейся ситуации в мире получается ли полноценно развивать этот формат? Есть ли обмен опытом с другими странами?

– Взаимодействие продолжается всегда. Сложившаяся ситуация его в каких-то аспектах просто замедляет. Где-то может быть сложнее приобрести нужную технику, где-то сложно выехать и снять нужные локации в другой стране, например. Так это влияет на индустрию в целом. Например, есть программы для обработки видео VR-формата и некоторые компании, выпускающие это программное обеспечение, ввели запрет на использование их в России. Поэтому, с одной стороны, сложившаяся ситуация в чем-то замедляет процессы, но с другой – мотивирует нас к тому, чтобы разрабатывать свои инструменты, развивать свои технологии и затем, уже имея надежную основу, выходить на мировой рынок.

 Как бы вы обозначили основную миссию, цель фестиваля?

– Главная, глобальная философия нашей работы – это развить в стране искусство виртуального кинематографа. Под этой идеей есть историческая база. В истории кино каждый раз, когда появлялась новая технология, она развивала кинематограф. Сначала было чёрно-белое кино, потом появился цвет, потом звук, потом широкий экран, затем 3D. Каждая новая технология давала авторам новые возможности.

Когда появилась технология погружения зрителя прямо внутрь фильма, виртуальную реальность, то и эта технология, конечно же, в очередной раз открыла новые возможности как перед авторами, так и перед зрителями.

Понятно, что это новый способ фиксации видеоизображения, новый способ повествования и восприятия фильмов. Мы видим в этом удивительные, классные возможности – как для авторов, так и для зрителей. Главное желание – развивать это направление с точки зрения искусства и кинематографа. Соответственно, чтобы его развивать, важно рассказать о нем как можно большему количеству людей и вдохновить молодых авторов на новые проекты.

Закрыть