Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Иногда сравниваю нашу работу с вождением машины»: старшая операционная медсестра – о себе и профессии

В преддверии Международного дня медицинской сестры, который отмечается 15 февраля, старшая операционная медицинская сестра Госпиталя для ветеранов войн Санкт-Петербурга Елена Гаврильчук рассказала, почему не променяет свою работу ни на какую другую

Невероятно обаятельная, стройная и строгая Елена Гаврильчук посвятила медицине 26 лет. Десять лет назад она сделала самый важный выбор в своей жизни – стала операционной медсестрой. Это решение позволило понять свое предназначение: работать рука об руку с хирургом, ассистировать во время самых сложных операций.

На курсах этому не учат

О работе в операционной Елена мечтала с самого детства, правда, путь в профессию оказался непростым. После окончания в 1997 году медицинского колледжа №1 два года проработала медицинской сестрой в отделении гнойной хирургии 442-го окружного военно-клинического госпиталя. Потом с мужем переехала в район Крайнего Севера.

В Вилючинске Камчатской области работала медсестрой в детском саду, затем в военном госпитале в отделении стоматологии. Когда Елена в 2012 году вернулась в Петербург, то попала на должность палатной медсестры в клинику Академии имени Кирова. И уже там обозначила свое желание работать в операционной, успешно прошла переобучение и начала работать при академии.

Сейчас Елена Гаврильчук руководит коллективом, состоящим из 23 операционных медсестер и 18 сотрудников младшего медперсонала.

«Мне всегда хотелось напрямую контактировать с врачом, помогать пациенту, участвовать в его лечении – это самое интересное в нашей работе, – говорит собеседница «Петербургского дневника». – Знакомство с профессией началось с изучения инструментов, различной аппаратуры. К нам приходят после курсов молодые девочки и думают, что сразу все будут знать. На самом деле всему приходится учиться на практике, потому что в каждой операционной своя специфическая аппаратура, у каждого врача своя техника, методика, даже порядок подачи инструментов отличается».

Операционная медсестра – правая рука хирурга

О первом дне в операционной Елена Гаврильчук вспоминает неохотно: тогда она работала как практикант и нужно было срочно заменить коллегу.

«Страшно, глаза большие, шок, и только через пару лет начала чувствовать себя увереннее. Нашу работу иногда можно сравнить с вождением автомобиля. Первый раз садишься за руль – вроде бы знаки и дорога знакомые, но нет согласованности в действиях. Работа операционной сестры во многом такая же непредсказуемая, потому что каждый организм уникальный и ни одна операция не повторяется точь-в-точь», – признается Елена.

К примеру, во время интраоперационной диагностики можно обнаружить осложнение, требующее более глубокого вмешательства. И тогда операционная медсестра должна понимать, какие инструменты понадобятся хирургу на замену. Повредили сосуд – предусмотреть, что нужно для остановки кровотечения: «От твоей собранности, опыта и оперативности зависит слаженная работа врачей и, по сути, успех операции», – говорит женщина.

Ее профиль – оказание помощи врачам во время хирургического лечения заболеваний и травм органов брюшной полости. Они включают в том числе удаление злокачественных опухолей, желчного пузыря, части кишечника и считаются одними из самых сложных в хирургии.

Сейчас такие операции длятся в среднем по 3,5-4 часа, но когда-то медсестра весь день могла провести на ногах. Елена вспоминает, что самая продолжительная операция на ее памяти длилась 10 часов. Тогда она сама попросила не заменять ее, потому что это считается нарушением. Врачи удаляли опухоль поджелудочной железы: «Это было восемь лет назад. Как сейчас помню, зашла в девять часов и вышла в половине десятого вечера, потому что после операции нужно было еще привести в порядок инструменты, – рассказывает она. – К счастью, сейчас появилась новая аппаратура, позволяющая ускорить процесс».

В человеке может потеряться все что угодно

Медицинская сестра – хозяйка в операционной: следит за одеждой персонала и даже его здоровьем, кашляющих и чихающих никогда не допустит к работе. В ее обязанности входит учет шовного и перевязочного материала, подготовка инструментария, проверка необходимой аппаратуры. Более того, она обязана знать азы хирургии, ход операций.

Помните истории с забытыми бинтами и ножницами в телах пациентов? Ответственность за перевязочный материал и инструменты лежит на операционной медсестре. Она не может позволить врачу зашить рану, пока все материалы не вернутся обратно. Но иногда так бывает, что салфетки пропитывались кровью и их трудно разглядеть.

«Потеряться в человеке может все что угодно, особенно когда нужно быстро провести операцию. Но в операционной существуют правила. Когда рана открывается, мы не имеем права давать хирургу маленький короткий инструмент, чтобы он не потерялся в человеке. То же самое касается салфеток небольшого размера. В моей практике таких инцидентов не случалось», – рассказывает собеседница.

Амбиции мешают нашей работе

Сейчас Елена руководит большим коллективом медработников. Все они – одна большая дружная семья. И стать ее частью может только тот человек, который соответствует как профессиональным, так и определенным психологическим качествам.

«Медицинские работники обязаны быть внимательными, спокойными и уметь сострадать пациентам. Амбициозным, эгоистичным и обидчивым людям не место в нашей работе, – уверена она. – Иногда во время операции врач может о чем-то громко попросить, повысить голос для того, чтобы просто привлечь внимание, и надо воспринимать это спокойно».

В свободное от работы время Елена полностью отдается домашним делам, любит вязать крючком, читает научно-фантастическую литературу, занимается спортом и посещает бассейн. Все это дает возможность переключиться и почувствовать, что день прожит максимально продуктивно.

На вопрос, нет ли сожаления, что не получилось стать врачом, женщина уверенно отвечает, что верит в судьбу и предназначение.

«Я постоянно чувствую себя счастливым человеком. Прежде всего, потому что работаю среди добрых и отзывчивых людей. Но порадовать могут даже самые безобидные человеческие радости: доехала домой без пробок или сошлась бухгалтерия по расходным материалам – уже счастлива», – смеется сотрудница госпиталя. И тут же добавляет, что в этом году ее семнадцатилетняя дочь будет поступать в медицинский институт, и это отдельный предмет для радости.