Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Пулково-2 открылась выставка к 100-летию гражданской авиации в России

Здесь любой может ощутить себя в кресле пилота
Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

Новая выставка, посвященная вековому юбилею российской авиации, открылась в Петербурге в здании первого ленинградского аэропорта.
Десять лет назад отсюда улетел последний самолет, и с тех пор терминал Пулково-2 стоял закрытым в ожидании, пока решится его судьба. Идею с выставкой лелеяли все эти годы. В Петербурге, хоть он и считается колыбелью авиации нет большого государственного музея, рассказывающего об ее истории. Эту функцию выполняет лишь ведомственный Объединенный музей гражданской авиации.

Генеральный директор АО «Аэропорт «Пулково» Ростислав Чернышев заверил «Петербургский дневник», что вопрос с организацией уличной экспозиции будет решаться, а сейчас сделан главный – первый шаг.

В основном выставка укомплектована современными макетами, признают организаторы. Есть один подлинник – винт самолета У-2, знаменитого бомбардировщика, а также транспортного самолета, благодаря которому были налажены военные воздушные мосты. Один – из Америки на Камчатку и далее в европейскую часть Союза, по которому поставляли продукты из ленд-лиза. Сохранилась фотография летящего транспортника на фоне Ключевской сопки. Другой  – в блокадный Ленинград. Самолетом туда доставляли продукты (увы, возможности авиамоста были ограничены), а также партитуру 7-й симфонии: все знают о ее легендарном исполнении 9 августа 1942 года.

Но современный подход в то же время – главное преимущество выставки, потому что именно она дает заглянуть в будущее: сначала увидеть самолет МС-21, который будет запущен в серийное производство только в 2024 году, а потом – опробовать дроны и аппараты виртуальной реальности. По этой причине выставка будет особенно интересна детям. А первыми зрителями здесь станут ветераны из всевозможных городских объединений. Со следующей пятницы экспозиция откроется для всех желающих.
Открывая выставку, спикер Законодательного собрания Александр Бельский напомнил о славных героических страницах, которые она показывет, а также – о перспективах, появляющихся у поколения современных пилотов, инженеров и конструкторов. Имелась в виду, конечно, новая техника: тот же МС-21, например, состоит из импортозамещенных деталей более чем на 90 процентов. А вице-губернатор Кирилл Поляков заявил, что подвиги, которые совершали военные летчики, не должны быть забыты.

Расскажем вкратце о некоторых из 180 экспонатов. Во-первых, можно увидеть, как выглядели первые летные костюмы: летний, зимний и тот, что носили полярные летчики (с трехпалыми перчатками, чтобы пальцы можно было греть друг о друга). Во-вторых, стенды об истории создания первых орнитоптеров (эти идеи приходили в голову еще Ломоносову), а также самолете Можайского, который, правда, так и не полетел. В-третьих, посмотреть модель Гаккеля, в которой авиатор восседал на венском стульчике в фанерно-полотняной конструкции. Гаккелевский самолет успешно пролетел двести метров. Ну а с 10-х годов прошлого века начался расцвет самолетостроения и авионики. Прообразы бортовых самописцев, круглых – для самолетов и квадратных для вертолетов, здесь тоже имеются.

Площадка, на которой можно погонять беспилотник, заставив его летать через кольца и плавно заходить на посадку, расположена на втором этаже. Здесь же имеются VR-аппараты, позволяющие почувствовать себя пилотом – как на сложных маршрутах, так и на простых. Для тех, кто предпочитает экраны, имеется симулятор маломестного самолета и вертолет – правда, им, в отличие от самолета, поуправлять не удастся.

Ну а самый большой экспонат на выставке – само здание терминала Пулково-2 с VIP-залом, эскалаторами и панорамным видом на летное поле.