«Интересная работа в Арктике студентам важна не меньше социальных условий»: директор Научно-исследовательского центра Арктики СПбГУ – о подготовке кадров для Крайнего Севера
Тенденцию подтверждают и в самих научных центрах, подчеркивая тот факт, что выпускники в целом стали гораздо больше интересоваться арктическим направлением, которое играет значимую роль в стратегическом развитии государства. О том, какие специальности наиболее востребованы в Арктике и как в решении кадрового вопроса Заполярью помогает Санкт-Петербург, рассказал «Петербургскому дневнику» директор Научно-исследовательского центра Арктики СПбГУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Аплонов.
– В каких сферах из тех, что охватывает Санкт-Петербургский государственный университет, наиболее востребованы специалисты в Арктике и на петербургских предприятиях, взаимодействующих с регионами Арктической зоны России?
– Санкт-Петербургский государственный университет выполняет научные исследования и готовит кадры практически по всему спектру направлений арктической тематики. Сегодня востребованы и наши геологи, и особенно нефтяники, и океанологи, и метеорологи, и биологи, и экологи, и, конечно же, физики и химики, работающие в области материаловедения.
Но самое главное – в Арктике сегодня наиболее востребованы междисциплинарные исследования, а значит, важен целый комплекс специалистов. Например, в сфере экологии наиболее успешны исследования на стыке естественных и общественных наук, в области материаловедения – исследования в области природоподобных технологий и так далее.
Если смотреть в перспективу, то для понимания и прогнозирования трендов научных исследований в Арктике очень важно, чтобы ответственные за подготовку специалистов для северных регионов сами активно участвовали в разнообразных исследованиях. Этот принцип – «образование через науку» – Санкт-Петербургский университет использует уже много лет и в самых разных областях, включая, конечно, сферу изучения Арктики.
– Насколько Арктика и профессии, связанные с ней, интересны
студентам? К каким специальностям арктической направленности самый большой интерес и что движет выбором будущих специалистов?
– Неизменно высокий конкурс на образовательные программы СПбГУ разного уровня обучения – в целом свидетельство интереса абитуриентов и обучающихся к арктической тематике. Если рассматривать частности, то интерес студентов к отдельным специальностям меняется год от года.
Одна из главных тенденций, которая сегодня прослеживается при выборе любой специализации, – обязательная возможность самореализации в профессии, в том числе арктического профиля и, конечно, в нелегких условиях Крайнего Севера. В последнем случае простор достаточно широкий, учитывая значимость Арктики для нашей страны. Еще одно необходимое условие качественного образования, которому СПбГУ всегда уделяет особое внимание, – это прохождение учебных и производственных практик на Севере.
– Кто те студенты, которые интересуются Арктикой, и готовы ли они связать с ней свою карьеру и жизнь?
– Среди студентов СПбГУ есть как жители Санкт-Петербурга, так и других регионов: поток абитуриентов из регионов Арктической зоны России в СПбГУ всегда был на достаточно высоком уровне. Что касается непосредственно их дальнейших связей с российским Севером, то это зависит во многом от самих регионов, а главное – от кадровой политики бизнес-структур, работающих в Арктической зоне России.
Конечно, финансовые и социальные условия, которые готов предложить работодатель, имеют большое значение, но самое главное – готовы ли сам арктический регион и работодатели предложить интересную и перспективную работу. Последний фактор для студентов все чаще становится ключевым при выборе направления обучения. Именно поэтому СПбГУ традиционно уделяет большое внимание взаимодействию и с работодателями, и с органами государственной власти, чтобы оперативно и гибко реагировать на все изменения, связанные с перспективами дальнейшего трудоустройства.
Например, представители организаций-работодателей активно участвуют как в процессе образования, входя в советы образовательных программ СПбГУ, так и в оценке его качества, принимая участие в работе государственных аттестационных комиссий. Взаимодействие по кадровым вопросам ведется, например, и с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики в рамках двух их ведомственных проектов, направленных на развитие как общего кадрового потенциала города, так и отдельно обеспечения специалистами инфраструктуры Северного морского пути.
– Учитывая вышесказанное, насколько для Арктики сегодня актуален вопрос обучения по целевым программам?
– Скорее следует говорить о том, насколько обучающиеся в СПбГУ и слушатели дополнительных образовательных программ университета, выбравшие такие направления, как «Физика», «Химия», «Геология», «Биология», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», а также любые другие прямо или косвенно востребованные на Крайнем Севере, оказываются готовы использовать свои знания и навыки при работе в Арктическом регионе.
Тут, опять же, нужен комплексный подход, который зависит и от прогресса в научных исследованиях Арктики, и от качества национальных и международных арктических программ или стратегий, и от потребностей тех или иных арктических регионов в кадрах того или иного профиля.
Санкт-Петербургский университет, в частности, старается чутко и своевременно реагировать на текущие изменения арктической повестки, постоянно модернизируя и улучшая качество научных исследований и образовательных программ.
СПРАВКА:
По данным, подготовленным по запросу Комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики, в 2022-2023 учебном году общее число студентов из арктических регионов России, обучающихся в вузах Санкт‑Петербурга, достигло 22 540 человек (+5,3%). В учебных заведения среднего профессионального образования Северной столицы количество студентов из регионов АЗРФ в 2022-2023 году так же увеличилось – до 1865 человек (+5,1%). На 4,4% (до 729 человек) увеличилось в Санкт‑Петербурге число аспирантов из Арктики.