Яндекс.Метрика
  • Виталий Лебедев

Виталий Лебедев: гражданской авиации России – 100 лет

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН – специально для «Петербургского дневника»

В декабре прошлого года мы отметили 100-летие образования СССР, преемником которого провозгласила себя в 1991 году современная Россия. И сегодня мы стоим на пороге ещё одного славного векового юбилея, история которого, хочется надеяться, не закончится никогда – 100 лет со дня создания отечественной Гражданской авиации.

Более века Россия по праву считалась великой авиационной державой. И Гражданский Воздушный Флот Страны Советов был важной частью этого престижного статуса, признаваемого во всём мире. Сегодня мы стремимся вернуть себе уважение и авиационную славу, завоёванную нашими предками не только в боях, но и в перелётах, рекордах, уникальных самолётах и вертолётах, которым рукоплескал и, искренне надеюсь, будет рукоплескать весь мир. Поверьте мне, я знаю, о чём говорю!

Мне выпала честь руководить Секцией истории авиации и космонавтики петербургского отделения Академии наук. 16 апреля этого года нам исполняется 65 лет. В нашей стране практически нет общественных объединений с такой непрерывной и большой историей. И всё это время мы были и остаёмся с нашей страной, с нашей историей авиации, неотъемлемой частью которой является гражданская авиация (ГА).

Понятно, что конкретная дата столетия ГА, как 9 февраля, в таком большом деле созидания целой отрасли, определяющей во многом уровень развития экономики и национального суверенитета страны, каким она является, достаточно условна.

Ещё до революции великий русский авиаконструктор Игорь Сикорский мечтал о воздушных кораблях, которые соединят города нашей необъятной Родины. Его знаменитый «Илья Муромец» ещё 25 (12 – по старому стилю) февраля 1914 года поднял с Корпусного аэродрома (ныне – это территория петербургского Парка авиаторов) аж 16 человек вместе с аэродромным псом Шкаликом. Это было достижение мирового уровня!

Не успела страна отойти от революционных потрясений 1917 года, как уже в самом начале 1918 года в Совете Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина обсуждался вопрос о создании Комиссариата водных путей, шоссейных дорог и авиации. То есть самолёты рассматривались как часть транспортной системы. Весной того же 1918 года при Управлении воздушного флота был образован Отдел по применению самолётов в народном хозяйстве. Вскоре Отдел начал подготовку воздушной линии Петроград – Москва. Кстати, 2 апреля этого года исполняется 105 лет, как лётчик Н. И. Петров со своим механиком Шнором и грузом почты на аэроплане «Сопвич» совершили первый в советской истории беспосадочный перелёт по этому маршруту, преодолев 650 км за 4 часа 10 минут. Но из-за разразившейся Гражданской войны планы дальнейшего строительства мирных воздушных авиалиний страны пришлось отложить.

Нынешнее летоисчисление истории отечественной Гражданской авиации берёт своё начало от 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». С 1979 года эта дата, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, отмечалась как День Аэрофлота. Сокращённое наименование «Аэрофлот» было присвоено Гражданскому воздушному флоту СССР 26 марта 1932 года. Поэтому этот день отмечается ныне в России не только как День Аэрофлота, но и как день рождения Гражданской авиации России в целом и торжественно празднуется второе воскресенье февраля.

От лица нашей исторической Секции и Общественного движения ИВАК (История Воздухоплавания, Авиации и Космонавтики) хочу поздравить не только авиаторов и работников гражданской авиации России, но и всех нас с этим замечательным юбилеем, Честь и Славу которого мы будем хранить в веках. С праздником!

Закрыть