Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Заинтересовать детей классикой»: стеклянная арфа очарует петербуржцев своим звучанием

В начале февраля в Петербурге состоялась премьера уникальной концертной программы «Хрустальный Щелкунчик». Автором идеи выступил музыкант Александр Лемешев – один из наиболее известных в мире артистов, играющих на стеклянной арфе

«Петербургский дневник» побеседовал с музыкантом и узнал о всех тонкостях игры на необычном музыкальном инструменте, об особенностях его звучания и новой концертной программе, в первую очередь ориентированной на детей и подростков.

– Александр, стеклянная арфа встречается реже, чем все остальные классические музыкальные инструменты. Расскажите, почему вы решили работать именно с ним?

– Игрой на стеклянной арфе я занимаюсь уже порядка 20 лет. На тот период я получал высшее образование по классу классической гитары. В какой-то момент один из моих коллег продемонстрировал свою игру на стеклянной арфе. Увидев и услышав ее в первый раз, я действительно впечатлился и мне стало интересно попробовать сыграть самому.

Все начиналось с самых обычных бокалов, которые стояли у родителей в шкафу. Я приклеивал их к доске лейкопластырем, чтобы закрепить, «настраивал» их звучание различным количеством воды и пытался сыграть какие-то мелодии. Дальше – больше. Я начал расширять диапазон звучания большим количеством бокалов и постепенно понял, что нужен профессиональный инструмент. Начал изучать вопрос о том, какие бокалы нужно для этого выбирать, как нужно стачивать стекло, чтобы оно звучало как нужно, и так далее. В этом мне помогал мой коллега – музыкальный мастер. В какой-то момент, набравшись опыта, стал сам себе мастером в деле создания голосов в своем музыкальном инструменте.

– Количество бокалов постоянно или меняется в зависимости от потребностей для того или иного выступления?

– Количество бокалов стабильно. В моем инструменте 30 бокалов – это 2,5 октавы. Этого диапазона хватает для того, чтобы играть серьезные произведения. В мировой практике известен дуэт музыкантов, играющих на стеклянной арфе. В их инструменте порядка 50 бокалов. Это довольно любопытный опыт. Не могу сказать, что это количество как-то сильно меняет их репертуар, но какие-то дополнительные возможности по звучанию за счет более широкого диапазона у них есть. При этом возникают и дополнительные сложности – чтобы перевозить инструмент, нужно большее количество чемоданов, а они не маленькие. Кроме того, это дополнительный вес, ведь стекло не менее тяжелое, чем железо. Например, мой инструмент весит порядка 15 килограммов, а если он в два раза больше, то и перевозить его сложнее. Кроме того, инструмент достаточно хрупкий и требует бережного отношения.

– К самому стеклу есть какие-либо требования?

– Обычные бокалы тоже могут быть использованы. Подходит то, что называется стеклянный хрусталь – богемское (чешское) стекло, обычное стекло. В любом случае нужно смотреть, как оно отлито: ровно или нет, слушать его. Нюансов много. Есть музыкальные мастера, которые специально для игры отливают бокалы, но отлить их точно в нужную ноту удается редко. Все равно потом приходится корректировать звучание – либо количеством воды, либо стачивать стекло, как это было в моем случае. Я делал это на заказ, чтобы добиться точной настройки инструмента по звучанию.

– Бокал обязательно должен быть на ножке?

– Да, этот нюанс обязателен. На звучание это не влияет. В первую очередь ножка необходима как элемент крепления музыкального инструмента.

– Для игры на стеклянной арфе используется какая-то специальная вода?

– Вопрос хороший, потому что действительно не всякая вода подходит для игры на данном инструменте. С одной стороны, это может быть обычная вода из-под крана, но у нее должны быть определенные характеристики. Если она сильно «мягкая», то ощущения трения, когда палец «цепляется» за стекло, не будет, не получится сцепки со стеклом. Поэтому вода нужна более «жесткая» по своим характеристикам. Все это определяется на практике. То есть я просто набираю воду и пробую играть. Так становится понятно, насколько вода подходит для работы. В разных городах вода тоже разная, поэтому бывает так, что на гастроли беру с собой нужную воду, чтобы не возникало непредвиденных ситуаций.

– Под стеклянную арфу можно адаптировать любое музыкальное произведение?

– В принципе, адаптировать можно практически все что угодно. Вопрос в том, что есть произведения, которые звучат лучше на том или ином инструменте, а есть те, которые звучат на нем хуже. Это касается всех музыкальных инструментов. Что-то на тех же балалайке или скрипке звучит, а что-то – нет. Поэтому все зависит от выбора самого музыканта – каким образом он составит свой репертуар. Здесь нужно подключать свой музыкальный профессионализм, который подскажет, что будет звучать хорошо, а что – не очень.

– Есть ли в мире композиции, которые написаны специально для стеклянной арфы?

– Самые уникальные произведения, которые были рождены для этого музыкального инструмента, – это работы Моцарта. У него есть два произведения, которые он написал специально для него после того, как на улицах Вены услышал игру на стеклянной арфе от слепой женщины. Это его очень впечатлило и он написал два произведения – «Адажио» и «Адажио и Рондо для стеклянной арфы». Одно из них я исполню в рамках нашей программы.

– Расскажите о подготовке программы «Хрустальный Щелкунчик». Как долго она продолжалась?

– Я бы сказал, что подготовка вообще продолжается всю жизнь. Нарабатываются репертуар, мастерство игры на инструменте. Конкретно эта программа собиралась как раз из накопленного опыта плюс мы дополнительно расширяли репертуар из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Часть программы уже была готова, что-то пришлось доделывать, дополнять. На подготовку последних номеров этого проекта ушло больше года. В целом потребовалось несколько лет для того, чтобы он засиял в полной красоте.

– Вы упоминали, что в первую очередь программа рассчитана на детей…

– Да, особенность проекта в том, что он изначально был направлен на популяризацию классической музыки среди детей от 7 до 17 лет и реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Нам было важно привлекать и заинтересовывать молодое поколение классической музыкой, начиная с наиболее известных и популярных классических произведений как российских, так и зарубежных композиторов. Нам бы хотелось, чтобы благодаря этой программе у них возникал интерес обратить свои взоры на классические академические концертные залы, филармонии, оперные театры и так далее. Несмотря на то что в первую очередь программа была рассчитана на школьников, это не значит, что она не впечатлит взрослую аудиторию. Она построена таким образом, что будет интересна всем.

– Как подбирались композиции, которые звучат в программе?

– Так как проект направлен на популяризацию классической музыки, отбирались произведения, которые в той или иной мере на слуху практически у каждого человека, которые он так или иначе когда-либо слышал по телевизору, из радиоприемника, мобильного телефона. То есть выбиралась наиболее популярная, известная классика. Например, в окончании концерта акцент будет сделан на музыку Петра Ильича Чайковского.

– Расскажите о составе артистов, работающих над программой.

– Это музыканты, с которыми я сотрудничаю уже давно, и с которыми у нас уже есть опыт совместных выступлений. В данном случае это струнный квартет, в состав которого входят Марина Бесчастных (скрипка), Мария Лемешева (скрипка), Валерия Молчанова (скрипка), Ольга Монастырская (виолончель). Получился такой мини-камерный оркестр. Это музыканты высокого уровня, которые оканчили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию.

– Планируется ли в будущем представить программу «Хрустальный Щелкунчик» в других городах России?

– Конечно, такие планы есть. Мы надеемся, что география проекта будет расширяться, а сама программа – развиваться, дополняться и радовать своим звучанием людей. Благодаря возможностям, которые предоставляет нам Фонд культурных инициатив при поддержке президента, мы стараемся расширять аудиторию, которая стала бы нашим новым слушателем.

Закрыть