Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Сорок три секунды до операционной: как новый корпус НИИ скорой помощи готовится к приему пациентов

В ходе учений отрабатываются вопросы взаимодействия и слаженной работы
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

В НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе прошли тактико-специальные учения по приему больных с нарушением жизненно важных функций. Персонал отрабатывал навыки транспортировки на манекенах, которых заменят обычные пациенты уже в течение ближайшего месяца.

В ходе учений отрабатываются вопросы взаимодействия и слаженной работы стационарного отделения скорой медицинской помощи, шоковой операционной, отделений реанимации и интенсивной терапии. Подобное медицинское слаживание происходит практически ежедневно со дня его передачи строителями полноправному хозяину – Институту скорой помощи, которое состоялось в конце декабря 2022 года. Пока сам корпус не принимает пациентов, в нем ведутся работы по окончательной наладке сложного электронного оборудования и обеспечению бесперебойной и максимально быстрой логистике пациентов.

«Мы в нескольких днях до открытия нового корпуса. Сейчас мы проводим тактико-специальные учения, чтобы наладить слаженность всех служб и отделений для пациентов с различными патологиями. Сегодня отрабатываем доставку и помощь больных с тяжелым травматическим шоком и с инфарктом миокарда», – рассказал главный врач НИИ скорой помощи Дмитрий Кандыба.

Прием и транспортировка отрабатывались на симуляторах. Одному из них – симулятору Володе – умный аппарат «Лукас» делает непрямой массаж сердца, второй манекен (медики зовут его Леопольдом) ожидает помощи в шоковой операционной. Для больных с инфарктом важно соблюсти «золотой час», для инсульта – 40 минут, для шоковых больных важна каждая минута и даже секунда. Как только открываются двери приемного, врачи сразу же определяют состояние доставленного скорой помощью пациента и далее транспортируют его в зависимости от тяжести. Для этого в НИИ Джанелидзе уже давно применяется медицинский светофор: разделение больных в зависимости от тяжести на красных, желтых и зеленых.

«Проектирование нового приемного происходило с нашим участием, мы как головное учреждение скорой помощи знаем, как должно быть построено. В ближайшем будущем, надеюсь уже в течение этого года, будет произведена интеграция информационной системы городской скорой помощи и госпитальной информационной системы. Таким образом, мы в режиме реального времени будем получать в электронном виде предварительный статус доставляемого к нам пациента, чтобы успеть подготовить необходимую операционную», – рассказал Дмитрий Кандыба.

За последние сутки в приемное отделение НИИ скорой помощи поступили 250 человек, из них плановых только 30. Это означает, что остальные 220 – ургентные, то есть экстренные больные. Через реанимацию или операционные проходят 45-50 человек, то есть каждый час два таких пациента, а иногда и десять, нуждаются в экстренной помощи.

Институт скорой помощи должен быть готов к любой чрезвычайной ситуации. Поэтому алгоритм приема должен быть отработан идеально – с момента полного открытия корпуса все скоропомощные пациенты будут доставляться только сюда. Приемное старого корпуса будет принимать только ожоговых, токсикологических и психиатрических пациентов.

Заместитель главного врача по скорой медицинской помощи, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе по направлению «первая помощь» Андрей Махновский объясняет необходимость тренировок: «Сегодня перед нами стоят четыре задачи: помощь человеку с инфарктом, с тяжелой травмой, транспортировка в оперблок старого корпуса и в отделения нового. Много коридоров, большие расстояния, возможность использовать два лифта. Необходимо выяснить хронометраж и требуемое количество персонала», – говорит Андрей Махновский.

Мы вместе с ним и санитарами транспортируем в шоковую операционную Леопольда. От двери приемного до операционного стола путь занял 43 секунды. Правда, почти бегом. Андрей Махновский требует, чтобы «больного» везли вперед ногами, что вызывает недоумение у немедиков.

«Если в процессе транспортировки необходимо контролировать состояние пациента, а тем более делать искусственное дыхание ручным способом с помощью мешка Амбу, то спереди это делать невозможно. Раненых с поля боя тоже переносят ногами вперед, потому что тот санитар, который сзади, контролирует состояние», – разъясняет Андрей Иванович.

Еще один важный момент – универсальность сотрудников приемного отделения. Институт скорой помощи им. Джанелидзе был первой медицинской организацией в России, где в приемном стали работать врачи скорой помощи.

«Чем удобно? Например, нейрохирург занят, нейрохирургический пациент не может оставаться без помощи. Тогда помощь ему оказывает врач скорой помощи. Он является тем уникальным специалистом, который может заниматься любой патологией, в отличие от врачей многих других специальностей», – уточняет Андрей Махновский.

Новый корпус насыщен оборудованием, сейчас одновременно с обучением персонала специалисты адаптируют сложную технику к реальным условиям. Учебные подразделения на верхних этажах уже запустились, потом откроются лечебные, затем – реанимация и хирургия.

«Каждый день запускаем новые процессы, все должно быть интегрировано. Тут даже стены и обстановка благоприятствуют выздоровлению: светлые тона, освещение, объем – все будет способствовать более позитивному отношению. Делаем с коллегами видеоролики, разъясняющие, что надо делать при инфаркте или инсульте. Чтобы пациенты в приемном покое не нервничали, в роликах объясняем, что означают зеленые, желтые, красные потоки, что любой медицинский процесс трудоемкий, поэтому иногда надо потерпеть и подождать, если ты «зеленый», а привезли «красного», – рассказывает главный врач.

Напомним, новый корпус отделения экстренной медицинской помощи сможет принимать дополнительно около 350 пациентов в сутки. В нем десять операционных, восемь реанимаций.

Здание оснащено новейшим диагностическим оборудованием – аппаратами для проведения КТ, МРТ, рентгенологических исследований, а также ультразвуковой и эндоскопической аппаратурой. Установленная пневмопочта позволяет оперативно передавать данные с анализами в лабораторию. Еще одна особенность нового корпуса – расположение рядом с вертолетной площадкой, что обеспечивает незамедлительную доставку экстренных пациентов в операционные.