Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«80 лет назад произошло чудо»: в Петербурге воссоздали прибытие первого поезда в блокадный Ленинград

Это событие заставило всех поверить в Победу
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

На Финляндский вокзал вновь прибыли поезда, сыгравшие важную роль в Великой Отечественной войне. Октябрьская железная дорога организовала театрализованную реконструкцию, чтобы петербуржцы увидели, как ленинградцы 80 лет назад, 7 февраля 1943 года, встречали первый прибывший в заблокированный Ленинград поезд.

Почти документально

Авторы реконструкции постарались максимально правдиво воссоздать этот очень важный день для Ленинграда.

«В реконструкции принимали участие около 50 человек, среди которых актеры и музыканты из петербургских театров, а также сотрудники Октябрьской железной дороги. Мы хотели показать то, что здесь было 80 лет назад, максимально документально. У многих персонажей нашей реконструкции есть реальные прототипы, мы даже специально искали похожих на них актеров. Главным героем реконструкции стал Иван Зубков – инженер, под руководством которого ленинградцы смогли за 17 дней построить 33 километра железной дороги. Более того, многие речи, которые сегодня услышали люди, слово в слово повторяют то, что ленинградцы говорили в тот день. Например, наш актер поезда говорит тот же текст, что и его прототип – машинист Титов. Точно так же наша актриса повторяет слова фотокорреспондента, которые были опубликованы в газете 8 февраля 1943 года», – рассказала режиссер реконструкции Неля Мурсалимова.

Участники реконструкции напомнили о том, что строители Дороги Победы, или Коридор смерти, как ее называли железнодорожники, совершили не просто подвиг, а настоящее чудо. В январе 1943 года благодаря наступательной операции «Искра» Советской армии южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 811 километров. Именно там, прямо по льду озера, под руководством Ивана Зубкова и было построено 33 километра железных дорог с тремя мостами, которые и связали заблокированный Ленинград с большой землей, как тогда принято было говорить. Это событие не имеет аналогов в истории.

«Можно только преклоняться перед мужеством девчонок и мальчишек, которые построили эту дорогу. Взрослых людей там почти не было, к строительству привлекались студенты, причем даже из творческих вузов. Многие из них никогда молотка в руках не держали, однако смогли построить дорогу в этих невыносимых из-за холода, голода и обстрелов условий. Работать в таких условиях сложно даже профессиональным железнодорожникам. Этот подвиг должен остаться навсегда в памяти нашего города», – сказала председатель общества «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Председатель Межрегионального координационного совета ветеранов Октябрьской дороги Павел Марков рассказал, что лично помнит тех, кто строил Дорогу жизни.

«Они никогда не говорили и не хвастали своими свершениями. Помню, как один вспоминал: «Я через рельсу переступить не мог, а мне надо было брать и тащить ее». И они это сделали! Нельзя забывать этих людей, нужно быть благодарными за их мужество. Прибытие поезда в блокадный Ленинград стало чудом, горожане получили надежду на избавление от всех тягот», – рассказал он.

Больше всего эмоций у собравшихся вызвали ретросоставы, которые прибыли на Финляндский вокзал специально для реконструкции. Зрители увидели паровоз ЭУ 683-32 1929 года выпуска. «Паровозы серии ЭУ работали в специальных формированиях Народного комиссариата путей сообщения на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях в составе паровозных колонн особого резерва», – пояснили в пресс-службе Октябрьской железной дороги.

Помимо этого участники реконструкции встретили паровоз Ов 324, собранный в 1905 году. Составы этой серии часто использовались как бронепоезда. Также авторы реконструкции показали паровоз ЛВ-0165 как образец первых советских грузовых паровозов послевоенной постройки – он был построен в 1956 году.

Они верили в победу

Во время реконструкции прозвучали несколько песен военных лет, а также стихотворение «Ленинградцы» Ольги Берггольц. Валентина Невская, которая всю блокаду провела в Ленинграде, была рада услышать эти строки.

«Все ленинградцы, оставшиеся в заблокированном городе, безоговорочно верили в победу. Нас вдохновлял голос Ольги Берггольц, которую мы слушали по радио. Прибытие поезда стало настоящим праздником, потому что увеличились продуктовые нормы, а также появилась вера, что победа близка», – рассказала она.

«Сегодня – праздник гордости за защитников нашего города, которые показали своим непоколебимым трудом всю мощь российского народа и российского оружия. Очень важно, чтобы подвиг, который совершили наши предки, навсегда остался в памяти народа», – сказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков и поздравил всех от имени губернатора Александра Беглова.

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин добавил, что 7 февраля для всех железнодорожников – особенная дата.

«Советские железнодорожники разработали и воплотили в жизнь невероятный проект – они построили 33 километра железной дороги с тремя мостовыми переходами. Мы, железнодорожники Октябрьской магистрали, должны продолжать традиции, которые были заложены нашими предками», – сказал он.

Закрыть