Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«Своим детям «ватрушку» не куплю никогда»: что говорят спасатели о безопасном катании на надувных санях

Чтобы склон был безопасным, его надо готовить как горнолыжный и постоянно на нем дежурить

В Петербург вернулась зимняя погода. Снова выпал снег, и горожане вышли кататься на «ватрушках». Увы, в начале этого года подобные зимние забавы успели привести к трагедии: катаясь на тюбинге, погибла 42-летняя женщина. Это произошло на глазах у семьи: муж сразу вызвал пострадавшей скорую, женщину отвезли в больницу, но там она скончалась почти сразу от тяжелой черепно-мозговой травмы. Местные жители рассказали «Петербургскому дневнику», что опасную лесную горку (высокую, крутую и окруженную деревьями) почти сразу обтянули заградительными лентами, хотя любителей катаний они, скорее всего, не остановят. Рассказали они и о том, что сами чуть было не стали когда-то жертвами несчастного случая и с тех пор зареклись туда приходить.

Сплошные «нет»

Почему люди продолжают устраивать себе это заведомо опасное развлечение? И есть ли какие-то способы это катание обезопасить? Предыдущее поколение каталось на санках с полозьями (можно было худо-бедно управлять ногами), алюминиевых тарелках, снегокатах с рулем, а также на всем, что скользит, включая старые клеенки и куски линолеума. Проблемы начались, когда автомобильная резина подешевела настолько, что зимнюю камеру для грузовика стало неразорительно использовать для детских утех. Именно зимнюю, потому что летняя на морозе дубеет.

«Сначала катались на камере, потом придумали зашивать ее в полихлорвиниловый мешок, – рассказал «Петербургскому дневнику» директор Учебного центра медицины чрезвычайных ситуаций и безопасности жизнедеятельности Яков Гинзбург. – Своим детям я «ватрушку» не куплю никогда».

На все вопросы издания эксперт ответил словом «нет».

Можно ли сделать ватрушку безопаснее, если ее наполовину сдуть? Нет. Конечно, площадь соприкосновения со льдом или снегом увеличится, трение будет лучше, но кто сказал, что скорость в 25 км/ч безопаснее, чем 50 км/ч?

Можно ли обезопасить себя, надев горнолыжный шлем? Нет. Что-то гарантировать может только мотоэкипировка: шлем, боты, куртка и усиливающие элементы из кевлара или карбона.

Можно ли найти безопасную позу при катании на ватрушке? Нет. Сидеть, конечно, лучше, чем лежать, но все равно управлять ватрушкой вы не сможете.

Можно ли безопасно кататься с какой-нибудь лысой горы, на которой нет ни одного деревца, зато есть длинный выкат. Нет. Один маленький бугорок – ватрушка подскочит, сменит траекторию и поедет в непредсказуемом направлении. Или выбросит седока из «седла». Большинство травм «ватрушечники» получают именно таким способом: не при встрече с деревьями, а при падении на скорости на собственную руку или ногу.

Водный аттракцион

«Все это мы знаем и учитываем, – уверяет администратор ватрушечной трассы на одном из курортов Владимир Васильев. – За обслуживанием спуска следят по 6-7 человек. Одни ровняют трассу, чтобы на ней не было бугров. Другие контролируют, чтобы посетители катались друг за другом с нужным интервалом, и тогда они не столкнутся. Третьи следят за состоянием «ватрушек», как наших, так и тех, которые посетители приносят с собой. Если на камере грыжа, если надувается неравномерно, значит, катать ее нельзя. Наш склон для ватрушек когда-то использовался для горных лыж, и требования к нему высокие».

Посетители заграничных зимних курортов наверняка обращали внимание, что ни в Скандинавии, ни в Альпах никто на тюбингах не катается. Подобные санки изобрели давным-давно, но для водных горок, как в аквапарках. О воду не разобьешься. Но у нас придумали использовать их зимой.

Какие бывают изобретения

В патентных бюро можно найти с десяток полезных моделей «ватрушек», призванных усовершенствовать их, чтобы сделать чуть более безопасными. «Петербургский дневник» приводит их краткий перечень, почерпнутый с сайта патентов.

1. Проект Анатолия Дресвянкина. Ватрушка-велосипед. Рама с седлом, тормоз в виде выступающих при нажатии на педаль штырей, основание в виде ватрушки и две консоли, которые можно использовать для руления.

2. Проект Михаила Мезенина. В кожух ватрушки вшиваются Т-образные полозья, которые под давлением веса катающегося вжимаются в снег или лед. Они хоть и не препятствуют движению, но тем не менее удерживают санки на одной траектории, не давая им свернуть вбок даже на неровной дороге.

3. Проект Вячеслава Фролова. Надувной снегокат – по сути, «ватрушка» с пришитым к ней дополнительным надувным рукавом. Лишившись своей круглой формы, снегокат получает чуть большую управляемость за счет того, что скользящая поверхность увеличивается, но в заданном направлении. На таких санях, во-первых, неудобно лежать (самая опасная поза – лежа), а во-вторых, катающийся при желании сможет поставить ноги по бокам от снегоката и ими тормозить. Вариантов некруглых надувных саней (в том числе тех, на которых, наоборот, кататься надо лежа) чрезвычайно много, но бескамерные изделия живут, как правило, только один сезон.

4. Проект Алексея Кислякова. Белая «ватрушка» со светодиодами, видная в темноте.

5. Проект Алексея Тарасенко. Обычная «ватрушка», но с сиденьем, которое имеет спинку и более плотно фиксирует катальщика, не давая ему выпасть.

Закрыть