Почему в истории со школьником-инвалидом появился «донбасский» след
Петербургские школьники оказались в центре скандала, раздутого из ничего экс-лидером «Мужского государства» (признано экстремистской организацией – Ред.) Владиславом Поздняковым. Упомянутое движение в России уже несколько лет как запрещено, но Telegram-канал его основателя пополняется разными видео и игнорирует правила, которые действуют для средств массовой информации, например, публикует изображения несовершеннолетних без разрешения на то их родителей.
Слова-триггеры
Так, недавно Telegram-канал опубликовал видео, на котором старшеклассники задают неуместные вопросы школьнику-инвалиду помладше. За кадром осталось, что парень простил обидчиков и зла на них не держит. А еще – что он никогда не был в Донбассе, хотя авторы видео представили его именно беженцем из Донецкой народной республики (ДНР). Мол, вы посмотрите, что в Петербурге делается!
Атака негатива на школьников, да на весь город, не заставила себя долго ждать. И не последнюю роль тут, очевидно, сыграло лживое упоминание Донбасса, считает профессор кафедры тележурналистики СПбГУ автор книги «Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить» Сергей Ильченко. «Петербургский дневник» спросил у эксперта, почему на любую историю, которая может выйти из-под контроля, надо клеить ярлык «Сделано в ДНР»?
Профессор напомнил принцип фашистского идеолога Геббельса: «Чем невероятнее ложь, тем скорее в нее поверят». Авторы фейков, нагромождающие одну неправду на другую, это правило отлично знают. По словам эксперта, сейчас под ногами авторов фейков образовалась благодатная почва, на которой легко сеять слова-триггеры. На эти слова читатели всегда будут реагировать болезненно и эмоционально. Негативный контент порождает фобии, поэтому, чтобы не поддаваться на фейки, смотреть новости нужно в максимально спокойном, даже отстраненном состоянии, объяснил профессор кафедры тележурналистики СПбГУ.
Чернобыль и пандемия
«Я сравнивал информационный фон вокруг специальной военной операции и с нашей стороны, и с противоположной. И могу сказать, что преимущество в достоверности пока на нашей стороне. А в Украине качественный фейк-контент начали готовить буквально с первого же дня начала спецоперации», – выразил уверенность Сергей Ильченко.
При этом еще совсем недавно тема с производством фейков привлекала внимание в другом контексте: пандемии коронавируса. Появился даже термин «инфодемия», который с интересом изучали и продолжают изучать социологи и психологи. Исполняющая обязанности заведующего кафедрой политической психологии СПбГУ Ольга Дейнека и двое ее соавторов несколько месяцев рассматривали в соцсетях порожденные пандемией COVID-19 слухи и сплетни. Среди версий о происхождении коронавируса лидировали «американская» (происки американских вирусологов) и китайская – по 1727 и 1218 публикаций соответственно. Дальше с большим отрывом шли такие версии, как 5G-вышки, «подарок» из космоса и диверсия Билла Гейтса.
Авторы исследования ссылаются на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИО). В нем 74 опрошенных не верят в случайность фейков и заявляют, что такие новости были опубликованы умышленно. И только 17% респондентов полагают, что они могли появиться из-за непреднамеренной ошибки журналистов. Также ВЦИОМ отмечал, что жители Москвы и Петербурга всегда настороженнее относятся к фейковым новостям, а граждане, проживающие в провинции, менее критичны.
«Мы начали изучать психологическое влияние глобальных угроз еще в советские годы, например после аварии в Чернобыле все боялись радиационного заражения, – рассказала в беседе с «Петербургским дневником» Ольга Дейнека. – Три года назад на слуху из-за пандемии была биогенная угроза, а сейчас основная фобия – атомная война. Но нельзя говорить, что, кроме фейков, новостей не осталось и что людей теперь интересует только та информация, которая замешана на остроактуальных темах. Наоборот, есть много людей, которые от острых тем стараются спрятаться».
Нагнетая обстановку, фейки расшатывают психику населения, особенно уязвимых групп. Вот в чем главная цель авторов заведомо ложных сообщений, добавила специалист.
Речь о ребенке
Психолог Елена Михайлова в свою очередь подчеркнула: чем больше эмоциональное воздействие на массовое население и чем больше эмоциональных струн можно задеть у максимально большего количества людей, тем большая аудитория увидит ту или иную новость.
«Нам мало тех, кто сочувствует инвалиду, мы добавим тех, кто сочувствует Донбассу. Как результат: больше кликов, я ведь и сама не удержалась и кликнула…» – сказала «Петербургскому дневнику» Елена Михайлова.
Вместе с тем речь во всей этой истории в первую очередь идет о ребенке, на которого свалилась непрошенная известность. Мало кто бросился к нему самому с предложениями о помощи: все хотят выместить свою злость на подростках-обидчиках. Психологически такая известность никому не полезна, резюмировала социолог.
На заметку
Напомним, что ранее информацию о видеоролике, который попал в интернет, прокомментировали в Комитете по образованию и в администрации Петроградского района, где находится школа. Как оказалось, ребенок приехал в Петербург с Дальнего Востока. При этом после многочисленных проверок Следственный комитет возбудил уголовное дело о хулиганстве.