Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Что видела на своем веку бегемотиха Ленинградская Красавица

Имя этой грациозной, несмотря на солидные формы, особы знали все ленинградцы, пережившие, как и она, блокаду. И все знали ее адрес, по которому всегда можно прийти к ней в гости, – Ленинградский зоопарк

Ирония же судьбы заключается в том, что очаровательная бегемотиха Красавица появилась в свое время на берегах Невы благодаря немцам. Но стала одним из живых символов стойкости города, который немецкая армия почти два с половиной года пыталась стереть с лица земли.

Всегда в отличной форме

Согласно «личному делу» Красавицы, хранящемуся в нашем зоопарке, она была куплена в четырехлетнем возрасте в 1911 году у германской фирмы Карла Хагенбека, специализировавшейся на отлове и поставке в европейские зоосады диких животных. «Бизнес был поставлен очень хорошо, и эта фирма просуществовала до середины ХХ века, – отмечает экскурсовод-методист Ленинградского зоопарка Светлана Антонова. – При этом Хагенбек одним из первых начал разрабатывать методики содержания экзотических животных в искусственных условиях. К примеру, именно ему принадлежит идея создания пейзажных зоопарков».

Вполне возможно, что как раз благодаря советам этого немецкого специалиста и Красавица смогла прижиться на суровых берегах Невы, где для нее был построен отдельный павильон. Каким он был, сегодня сказать сложно. А вот внешний вид нового жилища для бегемота, спроектированного в 1926 году, известен в деталях благодаря чертежам, сохранившимся в петербургском архиве научно-технической документации. Правда, условия содержания для такого крупного животного можно назвать спартанскими: площадь открытого вольера была всего около 50 квадратных метров, а бассейна в закрытой (зимней) части павильона – чуть более 400 квадратных метров. Но тем не менее Красавица не жаловалась, хотя к концу 30-х годов ей уже было под 30 лет. И это при том, что в природе бегемоты живут около 18!

«Выглядела Красавица прекрасно. Более того, к этому времени она была одним из самых крупных бегемотов в европейских зоопарках, – подчеркивает Светлана Антонова. – И те же немцы хотели выкупить ее у нас или даже поменять на двух молодых бегемотов. Но мы отказались».

«Каша» из опилок

Примерно в те же годы Красавица обрела своего верного и надежного ангела-хранителя – смотрителя Евдокию Дашину, которая буквально не отходила от нее ни на шаг. И вряд ли случайно то, что на почти всех сохранившихся фото животное и ее «опекун» запечатлены вместе.

«Дашину можно считать настоящим зоопарковским ребенком, ведь ее отец был служителем при слоне и в предвоенные годы жил в общежитии на территории зоопарка, – делится Светлана Антонова. – В блокаду, кстати, он некоторое время служил в МПВО, а потом опять вернулся сюда. И погиб здесь же, но уже после войны – его убил слон…»

Разумеется, Евдокия Дашина опекала свою подопечную и в течение всех блокадных дней. А это в тех условиях было крайне непросто. Ведь, к примеру, для обеспечения нормального содержания животного ежедневно требовалось 400 литров воды! Которую смотрителю приходилось доставлять вручную с Кронверкского пролива. Кроме того, в павильоне необходимо было круглосуточно поддерживать температуру не менее 20 градусов Цельсия, и малейший сбой теплового режима мог привести к необратимым последствиям для животного.

А ведь ему требовалось еще и бесперебойное питание: 36 килограммов кормов в день. В природе бегемот питается в основном нежными водными растениями. В Ленинградском же зоопарке рацион Красавицы в мирное время состоял из овощей, хлеба, сена и измельченных веток ивы. «Надо сказать, что и до войны наш зоопарк не слишком-то хорошо снабжали кормами, – делится Светлана Антонова. – Поэтому каждый смотритель был обязан лично заботиться о рационе своего подопечного. Для этого в Удельном парке зоопарку была выделена специальная территория для заготовок кормов. Понятно, что и в блокаду там продолжались соответствующие работы, чтобы накормить животных».

Вот только непонятно, как у сотрудников, самих сидевших на голодном пайке, хватало на все это сил. Хотя тяжелейшие условия блокады сказались и на рационе Красавицы: 30 килограммов из дневной нормы состояли из… хорошо пропаренных древесных опилок (для приготовления такой «каши» дополнительно требовались вода и дрова), а остальное – сено, ветки и самая малость овощей и хлеба. И животное привыкло к такой пище.

А вот к звуку бомбежек и обстрелов оно привыкнуть никак не могло. «При сильном испуге бегемоты ищут спасения в воде, – делится Светлана Антонова. – Вот и Красавица бросалась в бассейн, где… не было воды. Она лежала там и дрожала. А Евдокия Дашина укрывала ее разными теплыми покрывалами и говорила нежные слова, чтобы снять у нее стресс. И это при том, что бегемоты в природе являются одними из самых агрессивных животных. Но у Красавицы и ее смотрителя были свои задушевные отношения. Что, в принципе, в зоопарке является делом обычным».

Обычным делом после войны стали и визиты в зоопарк ленинградцев, которые приходили сюда специально посмотреть на в прямом смысле свою боевую подругу, перенесшую вместе с ними все тяготы страшных дней. Умерла Красавица в 1951 году. А ее опустевшее жилище снесли в 70-х годах при реконструкции зоопарка. Находилось же оно примерно на том месте, где теперь расположен вольер для жирафов.

P.S. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены около 20 сотрудников Ленинградского зоопарка. В том числе Евдокия Дашина и ее дочь.

Факт

В зоопарке существует уникальный музей, рассказывающий о жизни и работе этого заведения в годы блокады. Экспозиция составлена из вещей, которые принесли сотрудники зоопарка. Музей открыт в памятные даты – 22 июня, 8 сентября, 18 и 27 января. В выходные дни здесь дежурит волонтер, которая проводит экскурсии и отвечает на вопросы. Проводятся в музее и организованные экскурсии – информация о них публикуется на сайте зоопарка и в соцсетях.