«Петербуржцы покупают электронику»: в России стартовал «киберпонедельник»
В России сегодня стартовал «киберпонедельник» – относительно новое явление онлайн-распродаж, когда ретейлеры в Интернете устраивают «аукционы невиданной щедрости», или, проще говоря, делают скидки на свои товары. Приставка «кибер» означает, что распродажи проходят только в электронных магазинах. Этим «киберпонедельник» отличается от «черной пятницы». Многие помнят картинки, как толпы людей в американских гипермаркетах сбивают друг друга с ног в попытке купить товар как можно быстрее. Онлайн-продажи гораздо гуманнее: покупателю не нужно рисковать здоровьем в попытке обогнать конкурентов.
Безопасный шопинг
Впрочем, покупки в Интернете со скидками не всегда являются действительно выгодными для покупателя. Об одной из самых распространенных схем мошенничества знает каждый: продавец за неделю до начала распродаж завышает ценник на товар, а затем перед распродажей якобы делает скидку. В итоге товар продается либо по той же цене, либо по завышенной. Как заметил основатель клуба профессиональных руководителей PMPRO.club Арсений Маслов, недобросовестные предприниматели используют распродажи для того, чтобы продать неликвидный товар. И наоборот, всё самое ценное накануне распродаж магазины отправляют на склад.
Прежде чем совершить покупку в Интернете, эксперт советуют сравнить цены на маркетплейсах и в агрегаторах, чтобы не переплатить, и познакомиться с отзывами других покупателей. Во избежание мошенничества не производить платеж за товар до его доставки. Обязательно проверить покупку в пунктах выдачи или при курьере. Также эксперт предупреждает, что разница в 20 процентов от рыночной стоимости – тревожный сигнал: не исключено, что вам пытаются продать контрафактный товар, количество которого увеличилось в несколько раз за последнее время.
Новый тренд – осознанность в тратах
В связи со снижением реальных доходов населения россияне стали гораздо осторожнее в тратах. Заметнее всего это сказалось на товарах «премиум»-сегмента, рассуждает Арсений Маслов.
«Рассуждая о последних трендах, можно отметить падение покупательной способности в целом. Однако люди перестали ездить в отпуска и освободившиеся средства теперь направляют на товары, которые, по их мнению, будут меньше дешеветь. Отрадно заметить, что на прилавках стали появляться российские бренды. Некоторые марки одежды способны составить достойную конкуренцию иностранным аналогам. Не менее важной тенденцией стало использование агрегаторов, которые позволяют сравнить товары по цене и приобрести наиболее выгодный вариант», – говорит эксперт.
Психолог, бизнес-тренер Любовь Беляева предупредила об опасности спонтанных покупок, которые на самом деле совершают люди во всем мире, но в условиях ограниченного действия скидок их количество возрастает. Итогом таких необдуманных трат становится склад ненужных товаров. При принятии решения о покупке нужно задать себе три вопроса, говорит она: «насколько мне это нужно», «что я буду с этим делать» и «какую сумму готов потратить».
«Истерия, связанная с уходом западных брендов, постепенно стихла. Прилавки не опустели, а значит, и страхи об упущенной выгоде становятся слабее», – уверена психолог.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подтвердили новую тенденцию в поведении потребителей. По их наблюдениям, главным трендом прошедшего года стало смещение спроса в сторону более бюджетных покупок и в целом очень взвешенного подхода к тратам: возможность сэкономить по время распродажи привлекает сейчас все большее количество покупателей.
Петербуржцы покупают электронику
Президент АКИТ Артем Соколов выразил уверенность, что акция «киберпонедельник» вызовет активный интерес у россиян. По его словам, в последние два года сложилась устойчивая тенденция к росту участников подобных акции и количества покупок: объем продаж в целом ежегодно увеличивается на 50-80 процентов и в среднем в 1,5-2 раза у отдельных ретейлеров. Ожидается, что 2023-й не станет исключением. По предварительным подсчетам, количество товаров на январской распродаже в этом году вдвое превысит прошлогодние цифры – около 11 миллионов наименований.
Санкт-Петербург традиционно занимает третью строчку в рейтинге самых активных регионов в российском e-commerce, уступая лишь Москве и Московской области, его доля в общем объеме интернет-торговли по итогам 2022 года – 8,7 процента.
«При этом предпочтения петербуржцев отличаются от общероссийских трендов: в России самая популярная категория «Электроника и бытовая техника», в Санкт-Петербурге она на второй строчке, на первом месте – «Мебель и товары для дома», – рассказал изданию Артем Соколов. – Сомневаться в активности жителей Северной столицы во время онлайн-распродажи не приходится, покупки в Интернете здесь уже сложились в устойчивый паттерн поведения: доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж – 17,6 процента, в то время как в других регионах в среднем она составляет 7-9 процентов. То есть почти каждая пятая покупка в Санкт-Петербурге оформлена онлайн».
Артем Соколов также отметил, что в этом году неизменной осталась гарантийная поддержка, возможность возврата и обмена, независимо от способа ввоза техники (прямой импорт или параллельный). Однако заметно больше в этом году стало специальных предложений, в частности, программ рассрочки, которые позволяют распределять траты на крупные покупки на несколько месяцев.