Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как в блокаду учили медицинских сестер

Сегодня в Петербурге откроют памятник, посвященный подвигу врачей. 1-я Ленинградская школа медицинских сестер работала всю блокаду. Историю учебного заведения рассказывают в музее
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Музей расположен в медицинском колледже, который носит имя великого ученого и врача Владимира Бехтерева. Но какое отношение имеет директор Психоневрологического института к среднему учебному заведению, готовящему медсестер?

Дело в том, что именно Владимир Бехтерев добился открытия в Петрограде курсов по подготовке ротных фельдшеров для Красной армии.

В дальнейшем они были переименованы в 1-ю Ленинградскую школу медицинских сестер. Курсы приняли первых слушателей 17 ноября 1919 года. Это и стало датой образования будущего медколледжа, которому в 1997 году присвоили имя ученого.

Первым директором курсов с 1919 по 1931 год был ученый секретарь Психоневрологического института профессор Александр Гервер, ученик Бехтерева. Ротные фельдшеры были старше 30 лет, почти все работали на скорой помощи.

В 1927 году было утверждено Положение о медицинской сестре. С этого времени профессиональный статус медсестры вместо сестры милосердия закрепили официально, а курсы переименованы в 3-й медицинский техникум.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

В СЖАТЫЕ СРОКИ

В 1942 и 1943 годах срок обучения был сокращен с двух лет до шести месяцев. Студентами-медиками становились бывшие учителя, музыканты, артисты, машинистки.

Им приходилось всего за полгода осваивать медицинскую профессию. Параллельно с учебой еле живые от голода и холода преподаватели и студенты принимали участие в оборонительных работах, восстанавливали разрушенные здания, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы. Занятия проходили в неотапливаемых классах под звуки рвущихся снарядов.

За короткое время до января 1942 года из состава преподавателей от голода и болезней умерли шесть человек. В 1943 году срок обучения вновь увеличили до двух лет. Директор школы медсестер Лидия Григорьева так вспоминала те дни: «Фасад здания школы был изуродован снарядами и бомбами. Во дворе около черной лестницы лежала двухметровая бомба замедленного действия, выбившая кусок стены, но не разорвавшаяся. Канализация и водопровод не работали, в подвале образовался метровый слой льда. Крыша была изрешечена зажигательными бомбами, отсутствовал даже потолок в кабинете директора и в правом флигеле».

В сентябре 1944 года школа приняла на первый курс восемь групп учащихся. Всего за годы войны были выпущены 512 медицинских работников.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

УМЕЛИ ВСЕ

Провести небольшую экскурсию по музею помогла Галина Азарова – блокадница, в течение многих лет преподававшая в колледже сестринское дело. Сейчас ей 86 лет, она бодра, активна, собранна. Рассказывает, что ее с мамой и сестрой эвакуировали из блокадного Ленинграда в 1943 году. Мама умерла, девочек направили в Железноводский детский дом, с которого, как считает Галина Азарова, начался ее путь в медицину.

«В детском доме был очень хороший врач, я отлично это помню. И я подумала, что смогу так же помогать людям и пойду в медицину», – говорит доктор.

Так оно и вышло. Галина вернулась в Ленинград, поступила в медицинское училище и 10 лет работала медсестрой. Старшие коллеги уговаривали: «Иди учись дальше, из тебя получится хороший врач».

И Галина в 1966 году поступила в Ленинградский медицинский педиатрический институт, который окончила в 1972 году. Потом работала участковым педиатром, врачом-офтальмологом в поликлиниках и в Центре медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению, преподавала в медицинском колледже имени Владимира Бехтерева.

«В начале своей практической работы мы были настолько подготовлены своим училищем, что могли выполнить на дому любые процедуры: от анализов до постановки катетеров и внутривенных вливаний. Медсестра – это все», – говорит Галина Азарова.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

НАЙТИ В АРХИВЕ ИСТОРИЮ СЕМЬИ

Музей истории сестринского дела в колледже задумывался музееведом Владимиром Кругловым. Он сам собирал документы, работал в архивах института Бехтерева, в Институте мозга, где хранится огромная библиотека. Сотрудники умудрились добыть даже оригиналы некоторых писем и документов самого академика Бехтерева.

Сейчас музеем серьезно занимается заведующая библиотекой колледжа Екатерина Лаутеншлегер. И она рассказала удивительную историю: «Я никакого отношения к медицине не имею, я – типичный книжный червь. И вот несколько лет назад, разбирая архивы, я вдруг увидела знакомую фамилию: Зоя Шамрай, выпускница 1-й Ленинградской школы медсестер. Это моя родная бабушка!»

Так случилось, что судьба неожиданно привела внучку работать туда, где несколько десятков лет назад военной медсестрой стала ее бабушка.

Зоя Васильевна закончила войну старшим лейтенантом медслужбы 17-го укрепленного района Ленинградского военного округа, потом вернулась в Текстильный институт, который бросила ради получения медицинской профессии в годы блокады, стала деканом вечернего факультета.

«Меня вырастили бабушка и дедушка. Я знала, конечно, что она в войну была медиком, но и подумать не могла, что вот так в архивах, создавая Музей сестринского дела, я обнаружу ее историю. К сожалению, бабушка не дожила до этого дня», – рассказала заведующая библиотекой.

Музей рассказывает историю сестринского дела в России с XIX века. Коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами.

529 детей получили ранения во время обстрелов в годы блокады. От этих травм умерли 157 детей.

За время блокады в результате 226 авианалетов и 342 артиллерийских обстрелов было утрачено почти 37 тысяч госпитальных коек: около 11 тысяч – в городских больницах, около 26 тысяч – в военных госпиталях.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Закрыть