В Петербурге представили проект интерактивной карты потерянного искусства России

Волонтеры-историки создают карту культурных потерь России со времен Великой Отечественной войны до наших дней. Сегодня проект представил в Петербурге Центр исторического добровольчества «Паруса истории» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«В открытых источниках мы нашли информацию, что на Украине в марте 2022 года была подготовлена карта культурных потерь, и на нее нанесли 179 объектов. Когда мы стали анализировать этот факт, пришли к выводу, что, например, свободная энциклопедия «Википедия» среди утраченных объектов России назвала всего 50. Мы пошли в архивы, нас поддержал Архивный комитет Петербурга: смотрели документы, акты, фотографии, чертежи. Все, что мы смогли найти, в дальнейшем мы нанесем на карту культурных потерь нашей страны. Это будет большая народная карта, ведь материалы хранятся в разных архивах и музеях. Наша задача – максимально собрать все в одном месте», – рассказала в беседе с «Петербургским дневником» президент центра Елена Платонова.
Среди объектов, которые войдут в карту, будут частично или полностью утраченные культурные объекты, например кинотеатр «Олимпия» на Московском проспекте, церковь в Пулково.
«Многие международные организации замалчивают факт, что мы утратили часть нашей культуры во время Великой Отечественной войны. Мы уже нанесли на карту 20 объектов нашего города, но эта работа будет продолжаться. Сегодня к работе мы подключаем Мариуполь», – отмечает президент центра исторического добровольчества «Паруса истории».
В рамках проекта в историческом парке «Россия – моя история» открылась выставка фоторабот, сделанных в Мариуполе во время специальной военной операции. Среди ее участников – фотограф «Петербургского дневника» Роман Пименов.
«На одной из моих фотографий изображен разбитый квартал и подвал, в котором после начала боевых действий поселилась многодетная семья. Скромный быт, помощь волонтеров, которые помогали семье с продовольствием и гуманитарной помощью, – вот что увидел тогда. Одну из дыр в стене они закрыли портретом Пушкина. Люди пытались выжить, как могли. Я сделал этот снимок в августе, когда впервые приехал в Мариуполь», – рассказывает Роман Пименов.
Его коллегу петербургского оператора-постановщика Ивана Киреева поразил масштаб разрушений города. «Я думаю, мало кто из нас видел нечто подобное. Я отснял огромное количество фотографий. Мы объездили весь город. Больше всего в памяти отложилась историческая часть города. Там есть подвал, в котором во время боевых действий жили 250 человек: взрослые, дети, совсем груднички. Мы спускались туда – там остались вещи людей… Самое страшное, о чем говорят жители города: мы воюем сами с собой. Многие, особенно военные, учились с теми, кто сейчас находится по другую сторону. Они общались, ездили друг к другу на праздник. Спецоперация их разделила», – замечает Иван Киреев.