Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Реставрацию Московских триумфальных ворот планируется завершить к концу 2024 года

Творение архитектора Василия Стасова разобрали в 1930-х годах из-за расширения Московского проспекта, а спустя два десятилетия воссоздали
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В конце февраля специалисты реставрационной мастерской «Наследие» приступят к реставрации Московских триумфальных ворот. Последний раз рука мастеров притрагивалась к памятнику более 20 лет назад. Тогда реставрация ворот стала еще одним подарком к 300-летнему юбилею города, который отмечался в 2003 году.

Однако время идет, и предстоящая реставрация ворот очень своевременна, считает старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры, хранитель городской коллекции памятников Надежда Ефремова.

Ждать до 2024 года

«Московские триумфальные ворота находятся в очень сложной градостроительной и экологической обстановке. Московский проспект – важная транспортная магистраль, максимально загруженная как троллейбусами, автобусами, так и автомобилями. Поэтому памятник находится в условиях постоянных вибраций в результате движения транспорта. Кроме того, пыль и грязь, которая летит с дороги и оседает на памятнике, оказывает на его поверхность негативное воздействие», – считает Надежда Ефремова.

Как рассказали в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), проект ремонтно-реставрационных работ разработали в 2019 году.

«Проектом предусмотрен демонтаж элементов для реставрации в мастерских. Речь о 30 скульптурах Гениев, буквах и знаках надписей, боковых навесных плитах стилобата, чугунных элементах архитрава, расчистке поверхности памятника от загрязнений, красочных слоёв, следов коррозии, реставрации и ремонте стальных и чугунных элементов памятника по месту, ремонте конструкции кровли. По завершении работ планируется организовать поверхностный водоотвод от сооружения», – рассказали в ведомстве.

В КГИОП добавили, что реставрацию памятника планируется завершить к концу 2024 года. Работы проведут по программе ведомства за счет средств бюджета Петербурга.

Фото: из архива Государственного музея городской скульптуры

«Окутан» сетями

Во время реставрации, которая проводилась к 300-летию Петербурга, сделано было много, вспоминает Надежда Ефремова. Однако, по ее словам, самый главный итог работы 2001-2003 годов – возвращение исторической посвятительной надписи на портик ворот, то есть позолоченных литер (букв) на русском языке (с юга города) и латинском языке (с севера города), откуда они были демонтированы еще в 1917 году.

«В 2001 году руководство и сотрудники музея обратились в Министерство иностранных дел России (МИД) с письмом, в котором подробно изложили историю объекта и приложили обоснование для возвращения позолоченных литер на портик памятника. Спустя некоторое время мы получили официальную бумагу от МИДа России, в которой говорилось о поддержке идеи воссоздания надписей на памятнике», – сказала хранитель.

Отметим, что сотрудники музея обратились именно в МИД России, так как посвятительная надпись касалась в том числе Польши. В частности, специалистам важно было убедиться, что ее возвращение не скажется негативно на русско-польских отношениях. Однако некоторые вопросы, касающиеся ремонтно-реставрационных работ, остались нерешенными. Сейчас, по словам Надежды Ефремовой, есть возможность вернуться к их решению во время уже предстоящих работ, с привлечением к обсуждению сотрудников музея, КГИОП и реставраторов.

«В частности, на памятнике есть два разнородных металла. Это чугун (портик и колонны) и декор (Гении и трофеи с гербами губерний Российской империи), который выполнен из цветного металла – меди. Разные металлы плохо взаимодействуют друг с другом: возникают блуждающие токи, которые ведут к разрушению поверхности памятника. Надеюсь, что современная реставрационная практика, опыт позволяет принять меры, чтобы снивелировать вредное воздействие от контактов разнородных металлов», – говорит Надежда Ефремова.

Фото: из архива Государственного музея городской скульптуры

Кроме того, памятник со всех сторон буквально «окутан» контактными сетями. По словам эксперта, они закреплены в самом сооружении.

«Во время прошедшей реставрации нам не удалось решить вопрос прокладки сетей без затрагивания памятника. Сегодня его проработка, безусловно, потребует консультации со специалистами профильных структур города. Мы понимаем, что сейчас есть множество современных методов для решения этого вопроса. Особого внимания требует вопрос окраски Московских ворот, которые согласно исторической воле императора Николая I, первоначально были отбронзированы. Надеемся, что его удастся обсудить во время текущих работ», – отметила собеседница «Петербургского дневника».

Справка:

Московские триумфальные ворота построены по приказу императора Николая I в 30-е годы XIX века по проекту архитектора Василия Стасова. Памятник посвящен русско-персидской войне 1826 – 1828 годов, русско-турецкой войне 1828 – 1829 годов и усмирению восстания в Царстве Польском в 1830 – 1831 годах.

Отметим, что в одну линию с боковыми фасадами ворот вплоть до 1936 года стояли две двухэтажных кордегардии (помещения для караула, охраняющего ворота. – Ред). В 30-х годах XX века здания демонтировали. Это связано с изменением градостроительной ситуации на Московском проспекте – расширением магистрали.

Демонтаж коснулся не только зданий кордегардии, сами ворота были также разобраны. На тот момент были сохранены все фрагменты ворот. Все детали решили сохранить в построенном на Новодевичьем кладбище города ангаре.

В 1953 году сотрудники Государственного музея городской скульптуры провели ревизию фрагментов памятника. Спустя несколько лет началась работа по воссозданию Московских триумфальных ворот, которыми горожане любуются сегодня.

Фото: из архива Государственного музея городской скульптуры
Закрыть