Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Мария Терехова: «В любой непонятной ситуации обращайтесь к нотариусу»

В этом году исполняется 30 лет с момента создания Нотариальной палаты Петербурга – профессионального объединения нотариусов, занимающихся частной практикой. Зачем идти на прием к людям этой профессии и как это может уберечь от мошенников, «Петербургскому дневнику» рассказала президент Нотариальной палаты
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Мария Викторовна, в представлении некоторых людей нотариат является этакой вещью самой в себе, которая создает только лишние хлопоты. Причем за визит в это непонятное место надо еще и свои кровные заплатить. Насколько справедливо такое мнение?

– Мне знакомо подобное отношение к нашей работе. Постараюсь объяснить, почему оно совершенно не соответствует действительности.
Важно понять, что нотариус действует не сам по себе, а от имени государства. Он призван защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц и делает это путем совершения тех или иных нотариальных действий. Когда нотариус ставит свою удостоверительную надпись на документе – заявлении, завещании, доверенности, договоре, – это значит, что само государство в лице уполномоченного на это должностного лица подтверждает: люди выразили свою волю и сделали это на конкретных условиях. Но, несмотря на то что нотариат в своем взаимодействии четко встроен в систему государственных органов, самое важное в его работе – независимость.

– Почему?

– Потому что у нотариата есть правоохранительная функция. Это очень хорошо можно увидеть на примере сделок, связанных с недвижимостью.
Если нотариус видит, что человек выражает не свою волю – а такое, к примеру, особенно часто бывает с пожилыми людьми, которых принуждают расстаться с квартирой или комнатой, то сделка останавливается.

– Каким образом нотариус, к примеру, определяет злой умысел?

– Разговор с посетителем всегда происходит в кабинете один на один – все сопровождающие остаются в коридоре. И в ходе беседы открываются нюансы, позволяющие на 99,9 процента увидеть навязанную волю. Да и сами граждане начинают прозревать: выясняется, что и «добрых людей», которым перейдет их недвижимость, они знают недавно, и жилплощади у них никакой другой нет, и вообще их ввели в заблуждение.
По опыту могу сказать, что из 10 обращений с просьбой удостоверить договор дарения квартиры только два завершаются заключением такого договора.

Это настолько острая тема – мошенничество в отношении пожилых людей, что мы вместе с городским управлением Следственного комитета вынесли ее на обсуждение с уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге. В итоге чуть меньше года назад Нотариальная палата Петербурга подписала соглашение о сотрудничестве с уполномоченным именно в этой сфере. С тех пор регулярно проводим встречи с участием представителей правоохранительных органов, на которых делимся информацией и вырабатываем, скажем так, ответные меры. Распространяться о них я не могу, скажу только, что они весьма эффективны.

– То есть нотариус – реальная защита от мошенников?

– Давайте я вам такой пример приведу. В прошлом году в нотариальных конторах Петербурга примерно раз в месяц задерживали мошенников, нацелившихся на выморочную недвижимость, которая из-за отсутствия наследников должна по закону перейти в собственность города. Злоумышленники предоставляли поддельные свидетельства о родственных отношениях, вплоть до фальшивых паспортов. Но с нотариатом такие игры не проходят. Мы всегда находимся на связи с МВД, Следственным комитетом, прокуратурой. И, что весьма важно в случаях мошенничества с выморочным имуществом, налажено очень продуктивное информационное сотрудничество с Комитетом по делам записи актов гражданского состояния.

– Говоря о недвижимости, нельзя не упомянуть и об интересах несовершеннолетних. Как их права защищает нотариат?

– Не люблю громкие слова, но нотариат вообще является гарантом защиты и реализации имущественных прав несовершеннолетних. А зачастую – единственным таким гарантом. Например, если ребенок является собственником недвижимости (или ее доли), то продать его имущество с 2017 года можно только с обязательным нотариальным подтверждением, совершенным на основе распоряжений органов опеки. По сути, это принудительная защита детей, потому что, к сожалению, и родители, и опекуны бывают разными. А несовершеннолетние – наиболее уязвимая категория граждан.
Основной принцип – имущественные права детей не должны уменьшаться. Именно нотариус все это отслеживает. И здесь очень важно находить понимание и с органами опеки и попечительства, и с Комитетом по социальной политике, чтобы не было разногласий по правовым вопросам, по правоприменению.

Могу сказать, что Петербург смело можно назвать примером в деле сотрудничества нотариата и органов соцзащиты.

– Чем еще нотариус может помочь несовершеннолетним?

– Например, в защите от кибербуллинга. Понятно, что когда у детей дело доходит до драки, то следы побоев можно зафиксировать и с этим идти в полицию. А как быть, если ребенка оскорбляют, угрожают ему, выкладывают такие записи в Сеть – травят, одним словом? Именно тогда и может помочь нотариус. Родители сообщают ему, на каком информационном ресурсе размещена негативная информация, и он это фиксирует, заполняя и удостоверяя соответствующий протокол. Такое нотариальное действие называется «обеспечение доказательств». И даже если злоумышленники, испугавшись, удалят из Сети запись, ее существование уже задокументировано. И с этим можно обращаться в полицию или в суд. Это, по сути, алгоритм, уже есть сложившаяся практика.

Кроме того, если бы вы знали, как иногда взрослые наследники пытаются скрыть наличие детей у умершего, которые также имеют право на наследство! Лишь по каким-то следам в документах становится понятно, что есть ребенок. И только нотариус в таком случае может защитить права несовершеннолетнего гражданина. Безусловно, все эти вопросы мы обсуждаем и с уполномоченным по правам ребенка в Петербурге, и с соответствующими подразделениями МВД, Следственного комитета и прокуратуры.

– С какими еще городскими структурами сотрудничает Нотариальная палата?

– Мы тесно взаимодействуем со всеми органами государственной власти. Частью которой себя считаем, хотя не являемся бюджетной структурой. Мы существуем не за счет государства, наоборот, приносим ему налоги. У нас прекрасные отношения с петербургским Росреестром, который регистрирует сделки и права на недвижимое имущество. Если договор купли-продажи квартиры нотариально удостоверен, то электронная регистрация занимает всего сутки. В остальных случаях ожидание намного дольше.

Кстати, весной вступают в силу изменения в 218-й федеральный закон о государственной регистрации недвижимого имущества. Если сейчас любой человек может получить информацию о любом объекте недвижимости: кто собственник, когда право зарегистрировано, то с 1 марта такие данные Росреестра будут предоставлять исключительно нотариусы. Это делается для того, чтобы защитить права собственников, в том числе от давления и угроз в их адрес.

Мы плотно сотрудничаем с Комитетом по имущественным отношениям Санкт-Петербурга и Налоговой службой города. Например, с 2009 года ведется обязательное нотариальное оформление договоров отчуждения доли в уставном капитале. Надо ли говорить, что до этого постановления брешью в законодательстве активно пользовались рейдеры, нанося урон промышленности не только Петербурга, но и всей страны.

Нотариальная палата Петербурга с готовностью откликается и на все просьбы, поступающие от Законодательного собрания и администрации города. Например, в конце сентября-начале октября оперативно организовали бесплатную помощь мобилизованным гражданам: выезжали в мобилизационные центры целыми конторами и со всей своей оргтехникой – она нам необходима для работы в специальных закрытых сетевых сервисах нотариата.


А для наилучшего взаимодействия на благо города мы со многими профильными комитетами регулярно проводим конференции и семинары, где обмениваемся новостями, делимся опытом и делаем очень важную в сфере юриспруденции работу: вырабатываем согласованные позиции по наиболее актуальным вопросам правоприменения.

– А кто проверяет работу самих нотариусов? И, кстати, сколько всего их в Петербурге?

– 330 человек. И требования к работе каждого из них постоянно ужесточаются. Например, мы обязаны раз в четыре года повышать свой профессиональный уровень. Кроме того, Главное управление Министерства юстиции по Петербургу и Ленобласти регулярно проверяет правила нотариального делопроизводства, а Нотариальная палата – профессиональную деятельность.

Отмечу, что в нашем городе очень высокий уровень профессионализма среди нотариусов. Об этом же свидетельствуют и благодарности, которые поступают в Нотариальную палату от жителей. А это дорогого стоит, вы же понимаете, написать благодарность труднее, чем жалобу.

– За визит к нотариусу всегда нужно платить?

– Нет. В нотариальную контору можно зайти «просто спросить». Все консультации у нас совершенно бесплатные и совсем не обязательно должны заканчиваться совершением нотариальных действий, которые оплачиваются в установленном размере. Важно понимать, что нотариат осуществляет так называемое предварительное правосудие. В начале разговора вы упомянули, что визит к нотариусу – это хлопоты. Но они избавляют граждан от возможных судебных разбирательств впоследствии. Лишние ли это хлопоты? Ответ, по-моему, очевиден.

– Можно ли и нужно ли искать «своего» нотариуса?

– Если вам понравилось работать с тем или иным нотариусом, сложились хорошие деловые отношения, – это же замечательно! Вообще, многие граждане, особенно из других городов, отмечают особый петербургский стиль работы нотариата – спокойный и культурный. И все-таки мы не железные юридические машины, мы тоже люди. А люди все разные. Но в любом случае мы должны относиться крайне уважительно к посетителям и соблюдать принципы гуманизма – все это описано в нашем Кодексе профессиональной этики. Нотариальная палата Петербурга очень ревностно следит за этим.

При этом мы строго следуем правилу: воздержись, если любое сомнение делает неясным твое действие. Если мне не ясно, что хочет совершить человек, если его воля не сформирована, то я не буду совершать нотариальное действие. Главное, чтобы наши граждане понимали: в любой непонятной жизненной ситуации они могут всегда обратиться к нотариусу.

ФАКТЫ:
В 4,5 раза в России вырос спрос на нотариальные сделки в дистанционном формате в 2022 году. Нотариусы удостоверяют договор, даже находясь в разных городах.
В топ-5 регионов по количеству совершенных дистанционных сделок входит Петербург. Горожане уже оценили удобство этого нотариального действия.
30 лет со дня образования Нотариальной палаты Санкт-Петербурга исполнится 5 мая. В этот день получили назначение первые частнопрактикующие нотариусы города.
330 нотариусов работают на территории Санкт-Петербурга к сегодняшнему дню. Про каждого можно узнать на сайте городской Нотариальной палаты.

Закрыть