Художница Татьяна Чапургина: «Это невероятное счастье, что мне удалось встретиться с фарфором»

Начало этого года стало для Татьяны Чапургиной знаковым. На Императорском фарфором заводе (ИФЗ) открылась ее персональная выставка, где она впервые выступила как заслуженный художник России. Это звание ей было присвоено в 2022 году. Кроме того, именно в эти дни Татьяна отмечает свой юбилей, отсюда и название экспозиции – «Татьянин день».
Материал для эксперимента
Татьяна Чапургина вспоминает, что ее детство в Осетии, где она закончила художественную школу, а затем училище, было солнечными. Затем была учеба в «Мухе» и примерно до конца 90-х работа по росписи тканей. Так продолжалось до тех пор, пока Татьяна не столкнулась с фарфором, который сразу и навсегда захватил ее.
«Буквально в первые годы, как я пришла на ИФЗ, я сделала серию чашек с рельефами. А спустя время поняла, что фарфор можно использовать не только для сервизов или ваз, но и для того, чтобы построить новый образ ткани. Для меня фарфор – это материал для эксперимента», – говорит художница.

Впервые в мире
Освоив сложнейшую технику подглазурной росписи, Татьяна почувствовала – настало время воплощать в жизнь самые смелые идеи. И первой в мире придумала фарфоровые платья. Каждое из них создано из тысяч фарфоровых пайеток-пластин, толщиной не превышающих полтора миллиметра, что создает ощущение мозаичности и легкости.
Свою первую небольшую коллекцию Татьяна показала в 2000 году. И, вдохновленная успехом, как-то легко и сразу создала еще девять платьев. Потом были музейные проекты, участие в показе мод, десятки выставок в России и за рубежом.
Сама художница – человек необычайной скромности. И о своем мировом ноу-хау рассказывает просто и лаконично:
«Это тоненькие пласты фарфора, каждый из которых я расписываю вручную, соединяю и дублирую с тканью. Когда они еще сырые, я делаю в них отверстия и через них пришиваю».

Фарфоровая мода
В Эрмитаже, где выставлялись работы Татьяны Чапургиной, ее мастерство оценили очень высоко, а некоторые платья взяли в коллекцию.
«Мы восхищаемся этим умением сделать фарфоровые вещи, которые можно носить», – так оценил искусство художницы директор музея Михаил Пиотровский.
Старший научный сотрудник Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора и автор книги «Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной» Инна Майстренко объясняет: «Каждую пайетку нужно несколько раз подержать в руках, перевернуть, обжечь, покрыть глазурью, закрепить, чтобы сделать роспись».
А ведь в каждой пайетке 4-6 дырочек, которые сначала нужно сделать, а потом еще и пришить, что требует от мастера большого умения и времени.
Сколько его уходит на платье, художница сказать не может, труд-то довольно кропотливый. Но не скрывает: эта работа захватывает ее настолько, что она даже не думает о сроках.

Настоящее искусство
Инна Майстренко считает Татьяну очень смелым художником. «В работах Чапургиной какой-то мощнейший заряд жизни», – говорит она. И добавляет, что именно с ее легкой руки в лексикон моды вошел новый термин – «фарфоровая ткань».
Но главная заслуга Татьяны Чапургиной, наверное, в том, что она изменила традиционное представление о фарфоре. Ведь до появления фарфоровых платьев все были уверены, что изделия из этого материала уместны исключительно на праздничном столе. Да и сегодня те, кому не довелось увидеть сделанную ею одежду хотя бы в книгах или в каталогах, считают так же.
Выставка «Татьянин день» позволяет убедиться в том, что умелые руки мастера могут сотворить с фарфором настоящие чудеса.
Специалисты отмечают, что коллекция Чапургиной - это не дань моде, а настоящее искусство. Сама же Татьяна признается: если бы у нее была вторая жизнь, она бы ничего не поменяла. «Я полюбили этот материал с первого прикосновения. И снова бы стала художником. Это невероятное счастье, что мне удалось встретиться с фарфором», – сказала художница.