Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Голос правды»: киновед Александр Поздняков – о том, что связывало Владимира Высоцкого с Ленинградом

И о том, какую роль в его творческой судьбе сыграл «Ленфильм»
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

25 января 2023 года Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 85 лет. Родившийся в Москве актер и поэт с большой любовью относился к Северной столице, которая сыграла в его творческой и личной судьбе большую роль. Роли, сыгранные в картинах «Ленфильма», принесли ему известность и признание.

Незадолго до дня рождения Владимира Высоцкого «Петербургский дневник» встретился с российским киноведом и режиссером Александром Поздняковым и побеседовал о том, что связывало народного любимца с Ленинградом, о его сотрудничестве с «Ленфильмом» и о том, почему Владимир Высоцкий стал символом своего времени.

– Александр Николаевич, одной из знаковых для Владимира Высоцкого картин стала кинолента «713-й просит посадки» 1962 года, снятая на «Ленфильме». Именно после нее кинокритики обратили на артиста пристальное внимание. Биографы выделяют эту работу как отдельную веху в его творчестве. Насколько это, на ваш взгляд, справедливо?

– Несмотря на то, что до съемок в этом фильме Высоцкий уже был довольно известен, эта картина действительно стала для него особенной. Во-первых, она снята в жанре, совершенно необычном для того времени. Это первый советский фильм-катастрофа (к счастью, в фильме все закончилось благополучно), камерная психологическая драма, действие которой происходит на борту самолета, летящего над Атлантикой. Его экипаж в силу обстоятельств оказывается в ситуации, когда борт, практически неуправляемый, продолжает полет на автопилоте. Пассажиры самолета уже готовы принять свою смерть, принимая неизбежность скорого конца. Особенность героя Высоцкого в том, что в критической ситуации он не теряет присутствия духа.

В кинематографе есть понятие «саспенс» – тяжелое, напряженное ожидание, предчувствие каких-то роковых трагических событий. В этом жанре успешно работал Альфред Хичкок. В фильме «713-й просит посадку» это напряжение присутствует, оно растет от кадра к кадру. Как мне кажется, Высоцкий в этом фильме – один из тех столпов, который, подобно Атланту, держит на себе все действие. Поэтому неудивительно, что после этой роли на него обратили внимание кинокритики.

Кроме того, фильм стал хитом проката, режиссер Григорий Никулин успешно использовал все театральные приемы, построенные на актерских крупных планах. В фильме не было каких-то масштабных панорам и так далее, зато были действительно талантливые актеры и острота сюжета – триллер, говоря современным языком.

Более того, именно на съемках этого фильма Высоцкий встретился со своей будущей женой – прекрасной актрисой Людмилой Абрамовой, которая впоследствии стала матерью его сыновей.

– Помимо этой картины, Высоцкого с «Ленфильмом» связывают и другие киноленты…

– Полагаю, что самой яркой работой Высоцкого на «Ленфильме» стала картина Геннадия Полоки по мотивам одноименной пьесы Льва Славина «Интервенция». Это фильм очень необычный по форме, снятый на грани фарса и оперетты. Геннадий Полока был удивительным человеком, с особым чувством юмора, изобретателем визуальных образов. Высоцкий играет товарища Бродского (он же Мишель Воронов), руководителя группы большевиков-подпольщиков. В фильме Высоцкий буквально «купался» в возможностях, которые давал жанр картины – он любил театр, перевоплощения, театр на грани фарса.

Фильм сам по себе очень яркий, костюмный, уходящий от штампов и лекал традиционных фильмов о «красных» и «белых». Из-за этой игровой, опереточной формы фильм был очень популярен у зрителя. Сделать картину в жанре полумюзикла, на фоне Гражданской войны – это было довольно смело по тем временам! Это было чем-то новым, экстремальным, попыткой расширить границы определенного устоявшегося уже жанра. «Интервенция» «выламывалась» из списка картин этой тематики, в том числе благодаря Высоцкому. На мой взгляд, это лучшая его работа на «Ленфильме».

Также нельзя обойти вниманием фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» по повести Чехова «Дуэль». Это очень яркая, «актерская» картина, в которой Высоцкий играет офицера фон Корена и где партнерами у него выступили Олег Даль и Анатолий Папанов – Высоцкому всегда шли роли сильных личностей. Безусловно, и другая ленфильмовская работа того же Хейфица, «Единственная», стала заметным явлением нашего экрана.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– На ваш взгляд, являются ли для «Ленфильма» картины с Высоцким чем-то особенным, чем киностудия и город могут действительно гордиться?

– Вне всякого сомнения. Повторюсь, «Интервенция» – это картина на все времена. Одна из самых ярких, неожиданных, необычных работ старейшей российской киностудии.

Высоцкий вообще очень любил приезжать в Ленинград. Бродил по городу поэтов, навещал друзей, отдыхал душой от московской суеты.

Часто выступал здесь с концертами. Очень любил выступать в разных НИИ, он был кумиром научной интеллигенции. В те времена на слуху было понятие «физики и лирики» – научная интеллигенция и гуманитарии, интеллектуалы, сидевшие в конструкторских бюро, за кульманами, но искренне любившие настоящее искусство, поэзию, кино. Высоцкого часто приглашали в различные закрытые институты, где устраивали его «подпольные концерты».

Во время этих концертов вся сцена была заставлена микрофонами и магнитофонами, на которые записывались его песни. С этого и начиналось триумфальное шествие его записей по стране, его слава. Марк Розовский даже снял комедию «Страсти по Владимиру», снятую по его же пьесе «Концерт Высоцкого в НИИ». Картина рассказывает о том, как сотрудники одного НИИ решили организовать у себя в «конторе» концерт Высоцкого, руководство же всеми силами пытается противодействовать инициативной группе. Конечно, он был «под колпаком», власти за ним приглядывали – кабы чего не вышло. Также вспоминается документальный фильм, посвященный 50-летию Высоцкого «Я не люблю…» режиссера Петра Солдатенкова, другие документальные ленты, их много.

– Как вы считаете, есть ли у героев, сыгранных Владимиром Семеновичем, какие-либо общие, характерные черты?

– Во-первых, это всегда были роли значительные. Его герой – настоящий мужчина, можно сказать, «герой нашего времени», который идет на риск, несёт в своей душе, в своей личности «нерв». Мне кажется, что Высоцкий в первую очередь актер и уже во вторую – поэт. Или актер, исполняющий свои песни. Без него трудно представить советскую неформальную культуру конца 1950-х – 1970-х годов. Каждый человек того времени слушал его песни, и они доходили до глубины души, волновали. Конечно, тогда же звучали песни Булата Окуджавы, Клячкина, Кукина и других бардов, но Высоцкий был одним-единственным.

 Известны ли случаи, когда роли писались специально под него?

– Конечно, режиссер прекрасно понимал, что если он хочет увидеть Высоцкого в той или иной роли, все остальное уже нужно будет выстраивать вокруг него, учитывая фактуру и масштаб личности актера. Конечно, он, как и все актеры, проходил пробы. Например, на момент съемок фильма «713-й просит посадки», Высоцкий уже был популярен. Его первая роль в кино была сыграна в 1959-м году в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы», но он уже набирал популярность как певец, он уже был культовой фигурой советской жизни. Все, у кого были магнитофоны, переписывали его произведения. Высоцкого уже знали по его бардовским песням, по его выступлениям, по «магнитиздату».

Да, не все бывали на его выступлениях и знали его в лицо, но его голос, с характерной хрипотцой, был узнаваем и любим всеми. Он был действительно феноменальным актером – актер Божьей милостью. Он ничего не «наигрывал», не «хлопотал» лицом. Он просто и естественно входил в каждую свою роль, жил в ней. Я бы его сравнил с Жаном Габеном – с его органичностью, мощью, силой, характерным тембром голоса, который тоже, естественно, все знали.

Он очаровывал не только прекрасную половину нашего общества, его любили и им гордились все.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– Но это не мешало ему получать значимые роли в фильмах и выступать с концертами…

– Я бы даже сказал, что не только не мешало, а режиссеры понимали, что актер такого калибра, с такой популярностью, которого все любят, способен на большее, чем просто украсить собой фильм.

Конечно, могли возникнуть проблемы с «Госкино», с его продвижением на экраны. Тогда было такое понятие, как «проходимый» или «непроходимый» актер, сценарий и так далее. В случае с Высоцким все-таки побеждали здравый смысл и искусство. Конечно, трудно рассказать о «невидимых миру слезах», которые таятся за каждым проектом, за каждой картиной – как, каким образом, на каком уровне согласовывали решение о его выпуске. Об этом история умалчивает. Были, конечно, вполне статусные люди, которые сознавали, что это актер, о котором потом всегда будут долгие годы вспоминать с благоговением и признательностью. Я уверен, что даже на самых высоких уровнях власти заслушивались его песнями и понимали, что в этих с виду незамысловатых, но доходящих до сердца каждого человека песнях как раз скрыт голос правды. Властям, конечно, он порой был как кость в горле, но настоящая народная любовь и популярность преодолевала все преграды.

– Лирика его песен действительна многогранна …

– Безусловно. Достаточно вспомнить фильм «Вертикаль», где он играет альпиниста. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» – это действительно в характере того времени – 1960х – 1970-х годов, когда люди стремились к покорению новых вершин, преодолению границ, понимая, что это риск. Эта метафора – доказательство человека самому себе того, что он сильнее своих страхов. Сам Высоцкий, безусловно, был символом человека, который не боится ничего. Он певец своего времени, когда приходилось преодолевать очень многие препоны, идти против течения. Это не каждому было дано.

– Может быть, в этом и есть феномен личности Владимира Высоцкого?

– По своей природе он был абсолютно свободным человеком, но открыто быть таковым в те времена, которые обычно в истории нашей страны называют «временами застоя», было довольно сложно.

На мой взгляд, Высоцкий – человек, у которого был свой голос, свое мнение и он обладал достаточной внутренней свободой и смелостью нести правду через свое творчество. Во всех странах, где знали русский язык, его слушали, ему верили, им восхищались.

Думаю, в этом состояла миссия Владимира Высоцкого, его предназначение. Он не щадил себя. Словно свеча, зажженная с двух концов, – горел для других, желая донести до людей свой истошный крик правды. Это был человек, который отдавал себя всего в творчестве, в любви – он был жаден до жизни. Судьба Высоцкого, как и многих выдающихся личностей, была трагична. Он навсегда останется в истории нашей страны рупором правды во времена, когда многие предпочитали молчать.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»