В библиотеке на Петроградской стороне открылась выставка военного плаката
Выставка военного плаката открылась в библиотеке имени Бориса Лавренева на набережной Карповки. Она приурочена к годовщине прорыва Ленинградской блокады, и, помимо плакатов, здесь можно послушать выступление Ольги Берггольц и сводки Совинформбюро в исполнении Левитана. Те самые, в которых сообщалось о снятии блокады и об артиллерийском салюте, который был дан в честь освобождения.
Все плакаты были собраны ленинградским писателем Арифом Сапаровым и предоставлены для временной выставки его внуком Искандером. Здесь же можно увидеть репринт первой книги, посвященной Дороге жизни. Она была Сапаровым написана в 1947 году, сильно сокращена (слишком тяжелые сцены пришлось вырезать), восхваляла Сталина, но все равно пользовалась уважением и вниманием не только советских граждан, но и американцев, поляков, чехов, немцев. Книгу переиздавали семь раз, переводили на европейские языки, а американский писатель Гаррисон Солсбери рекомендовал ее как лучшее издание, повествующее о Ленинграде времен войны. Писатель жил на Петроградской стороне, так что место для выставки было избрано неслучайно.
«Плакаты печатались гораздо более широким тиражом, чем книга, – рассказала сотрудница библиотеки Евгения Селиванова. – Первое издание книги было напечатано всего в 700 экземплярах. Это было очевидно: плакат был виден отовсюду, выразительностью он превосходил любую книгу, и, конечно, стал главным рупором. Самый известный плакат на выставке – с цитатой Молотова: «Наше дело правое, победа будет за нами». Осенью 1941 года эти плакаты были выставлены на колоннаде Казанского собора – прикреплены прямо к колоннам. Такая вот получилась уличная выставка».
Плакат с цитатой Молотова и усатым красноармейцем был напечатан тиражом в 15 тысяч экземпляров. Его автор Владимир Серов в послевоенные годы прославился картиной «Ходоки у Ленина», но в военные годы был председателем ленинградского отделения Союза художников. И рисовал, рисовал плакаты с ленинградцами и теми, кто их защищает.
Стотысячным тиражом вышел плакат «Разгромим фашистских налетчиков» авторства Феодосия Бочкова и Соломона Боима. Здесь изображен солдат с гранатой и винтовкой. Соломон Боим – автор большого цикла литографий «Ленинград в блокаде». Бочков написал несколько военных циклов: «Оборона Тулы», «Фронт и тыл», «Разгром немцев и итальянцев на Дону».
Анатолий Казанцев нарисовал плакат «Молодежь к оружию»: здесь изображены солдат и девушка-санитарка. Художник, как и остальные плакатисты, работал и для «Боевого карандаша», и для «Окон ТАСС». Помимо этого плаката, его карандашу принадлежат «Ни пяди своей земли!» (1942 год), «Освободи!» (1943), «За кровь и слёзы наших детей!» (1943), «Крепче удары по врагу!» (1944). Помимо плакатов, были и картины: «Форсирование Невы при прорыве блокады Ленинграда» (1943), «Встречи на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года» (1943), «Соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов». Последнюю картину он создавал вместе с упомянутым уже Владимиром Серовым.
Плакат Сергея Толкачева «Родина зовет» совсем не похож на каноническую «Родину-мать»: здесь людей на помощь скликает трубач. Плакат уникален уже потому, что другие картины этого художника известны мало.
Особо стоит рассказать о еще одном многотиражном (100 тысяч экземпляров) плакате – «Так было и так будет». Художник Николай Долгоруков изобразил Гитлера, проткнутого штыком – маленького, извивающегося от боли, комичного. Плакат нарисован в 1941 году, когда всем в Союзе было не до смеха. Именно поэтому существовал социальный заказ на изображение врага в смешном виде. Но выполнить его доверяли не каждому.
«Признанными мастерами комической военной карикатуры были Кукрыниксы, – уточнила Евгения Селиванова. – Но Долгоруков тоже был признанным мастером сатирического плаката».
В 1948 году он был награждён дипломом 1-й степени на Международной выставке плаката в Вене; а в 1969-м его наградили медалью Советского фонда мира – в честь Международной выставки «Сатира в борьбе за мир» в Москве.
Каждый плакат, даже малотиражный, проходил редакторскую правку. Самым известным редактором был Зусман Докторов, тоже художник и тоже плакатист.
Библиотека не стала широко рекламировать выставку. Но символично, что ее первой посетительницей стала блокадница, которую когда-то вывезли из осажденного города по той самой Дороге жизни. На память у пенсионерки (а тогда маленькой девочки) остался посадочный талон, а без них и на грузовики не пускали. На следующий день выставку обозревали ученики 56-й гимназии. Выставка продлится до 12 февраля.