Яндекс.Метрика
  • Вера Сафонова

Как развивать территории без вреда: эксперты высказались о намыве

Намыв новых территорий – это не угроза экологии Петербурга, а исторически проверенный способ развития городского пространства. Кроме того, если вести работы правильно и в рамках закона, окружающая среда только выиграет. В этом уверены специалисты
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Работы по намыву новых территорий начали проводить буквально сразу после появления Петербурга.

ТРАДИЦИЯ ГОРОДА

«Основатели города понимали, что Петербург находится в низине, а значит, велик риск затоплений. Нужно было поднимать уровень земли, поэтому болота засыпались грунтами. В общем, если бы не намывы, то Петербурга просто бы не было», – сообщил руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук.

В 1706 году Петр Первый поручил расширить Заячий остров. Позже таких приказов будет множество. В 1714 году император, вдохновившись голландскими методами строительства дорог, издал указ, по которому все, кто прибывал в Петербург, обязаны были привезти с собой камни для мощения улиц. Тот, кто передвигался на телегах, должен был передать городу минимум три камня, а с лодочников брали не меньше десяти. Всех ослушавшихся ждал либо штраф, либо просто от ворот поворот.

Намывом новых территорий занимались и советские власти. В 1966 году руководство Ленинграда утвердило новый план по расширению площади города, после чего было намыто порядка 350 гектаров, на которых вскоре появились Наличная улица и улица Кораблестроителей, а также многие другие территории, без которых сегодня невозможно представить Васильевский остров.

Намывы продолжались и после распада СССР. В 2006 году стартовал масштабный проект «Морской фасад», в рамках которого планировалось намыть на Васильевском острове 476 гектаров к 2019 году, однако эти планы были выполнены лишь на треть. Работы по намыву новых территорий продолжились в 2020 году. Одна из компаний, участвующих в проекте «Морской фасад», получила право на поднятие высотных отметок (так официально называется процесс намыва новых территорий. – Ред.) и последующую застройку 143 гектаров северной части Васильевского острова.

«Опыт Японии, Арабских Эмиратов да и Петербурга доказывает, что намыв новых территорий полностью оправдан. Кроме того, пусть лучше город разрастается за счет водных объектов, чем за счет, например, лесов или сельскохозяйственных земель. Главное, чтобы строители строго соблюдали российское законодательство», – считает декан естественно-научного факультета Балтийского государственного технического университета «Военмех» Петр Матвеев.

Самое главное – новые территории будут появляться, даже если люди перестанут вести подобные работы.

«Появление намывных территорий является естественным процессом для реки Невы, потому что она ежегодно несет более миллиона кубометров песка и гальки в Невскую губу. Каждый год при очистке каналов и малых рек во время дноуглубительных работ достается до трех миллионов кубометров ила, песка и так далее. Даже если мы остановим все работы по намыву новых территорий, в Невской губе будут появляться сначала отмели, потом болота, потом острова, а затем она превратится в продолжение суши. Это неизбежный процесс, который лучше контролировать, а не пускать на самотек», – пояснил Юрий Шевчук.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

Когда речь заходит о намыве новых территорий, то у многих возникает вопрос: а не вредят ли столь масштабные работы экологии города? Эксперты уверены, что нет, при условии, что все идет строго в соответствии с законодательством.

«Любое вмешательство вынуждает животный мир реагировать. Если говорить конкретно про намывные территории, то сначала они занимают пространство рыб, которые там нерестятся. После появления домов и объектов инфраструктуры, увеличения автомобильного потока перелетным птицам, которые на данный момент там останавливаются, придется искать новые места гнездования. Думаю, через несколько лет экосистема изменится, однако не полностью. Рано или поздно природа придет в равновесие», – считает Петр Матвеев.

«Главная проблема при намыве новых территорий заключается в том, что со дна поднимается песчаная взвесь. Она забивается рыбам в жабры, и они гибнут, ну, или меняют направление. Однако природоохранное законодательство обязывает останавливать все работы на время нереста рыб, это примерно два месяца в году. Этого времени вполне достаточно, чтобы рыба пошла на нерест», – подчеркивает Юрий Шевчук.

Кроме того, отмечает эксперт, строительные компании, работающие с водоемами, обязаны восстанавливать рыбное поголовье.

«Количество молоди, которое необходимо выпустить, рассчитывает экологическая экспертиза. Это дорогостоящее, но необходимое мероприятие для восстановления поголовья рыбы», – говорит Юрий Шевчук. «Впрочем, – добавляет специалист, – проблему нехватки рыбы провоцируют не намывные работы или экологическая ситуация, а банальный перелов. И это проблема не только России, но и всего мира».

СТРОГО ПО ЗАКОНУ

Отметим, что к девелоперу, который сейчас ведет работы по намыву новых территорий, претензий ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны властей пока нет.

«Все работы по поднятию высотных отметок в северной части Васильевского острова ведутся в соответствии с проектной документацией, которая получила все необходимые согласования, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы. Мы используем исключительно безопасные технологии, неукоснительно соблюдая требования природоохранного законодательства», – сообщила пресс-служба компании.

Надо сказать, что это не просто слова. Девелопер добросовестно приостанавливал работы во время нереста атлантического лосося, а также обязался выпустить в воды Финского залива более 470 тысяч экземпляров молоди рыбы, 60 тысяч из которых уже в воде. Отметим, что помимо этого компания планирует выпустить 340 тысяч мальков возле уже намытой части Васильевского острова и около 260 тысяч экземпляров отправились в Невскую губу.