Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Не хороните меня без Ивана»: в прокат выходит мистическая драма о дружбе, чудесах и вечной красоте

Картина основана на реальных событиях, произошедших в 1910 году в Якутии
Фото: Юлия Николаева/«Петербургский дневник»

В четверг, 26 января, в прокат выходит лента «Не хороните меня без Ивана» якутского режиссера Любови Борисовой. Картина завоевала главный приз за лучший фильм на фестивале авторского кино «Зимний», который возглавил Алексей Герман-младший. Положенная в основу сюжета история произошла в 1910 году в Восточной Сибири, на просторах Якутии. Сын русского священника, художник и этнограф Иван Попов отправляется в экспедицию. За ним следует якут Степан Бересеков. У мужчины необычное заболевание – периодически он впадает в летаргический сон. И только Иван Попов может отличить это состояние от настоящей смерти. Степан тайком отправляется за своим спасителем, понимая, что без Ивана его похоронят заживо.

Мистика и юмор

Свой дебютный полный метр «Надо мною солнце не садится» режиссер картины Любовь Борисова сняла в 2018 году. Картина получила множество наград на кинофестивалях и имела большой зрительский успех. «Не хороните меня без Ивана» – второй фильм режиссера. История была прочитана ею в архивах около 10 лет назад. Во время съемок первой ленты Любовь Борисова познакомилась с актером народного театра Александром Чичаховым, который напомнил ей косаря с музейной фотокарточки Ивана Попова. Сходство двух людей из разных эпох подтолкнуло режиссера к созданию нового проекта.

«За основу сценария я взяла забавный эпизод из жизни художника и этнографа Ивана Васильевича Попова и его друга Степана Бересекова, который страдал летаргическим сном. Бересекова отпевали в церкви, когда он внезапно проснулся и напугал до смерти псаломщика – младшего брата Попова. «Покойник» пришел за помощью в юрту Попова, который выяснил природу его заболевания. С тех пор Бересеков говорил людям, что если он умрет в следующий раз, то без художника Ивана Попова его нельзя хоронить», – говорит Любовь Борисова.

По ее замечанию, несмотря на мрачное начало, фильм получился легким и красочным. Главной темой фильма звучит философия красоты окружающего мира. «Ведь в природе все гармонично, а значит, красиво. В этом секрет счастья якутского народа», – рассуждает она.

На основе реальных историй

«Не хороните меня без Ивана» выходит в прокат в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре, Магнитогорске и других городах.

«Мы увидели настоящий арт-мейнстрим, кино, которое можно представить по телевизору или на стримингах. Я даже могу посоветовать его своей бабушке, – рассуждает кинокритик Павел Пугачев. – Якутское кино – это совершенно зрительская вещь, понятная местной аудитории. А когда у кино есть невыдуманный настоящий зритель, то аудитория непременно расширяется. Режиссер понимает, чем тронуть, заинтересовать свою публику. А значит, эти простые человеческие ценности могут быть понятны всем».

Кинокритик считает, что в отличие от фестивальных якутских лент фильм обязательно получит признание широкой аудитории.

Мировая премьера фильма должна была состояться на одном из крупнейших международных кинофестивалей – TIFF в Торонто, но в связи с текущей политической ситуацией показ отменили. «Тем не менее фильм доходит до зрительской аудитории, в том числе международной – в ближайший месяц фильм будет показан на кинофестивалях в Иране и Индии. Но в первую очередь нам важно то, что фильм выходит в широкий прокат в России», – подчеркивает продюсер картины Иван Болотников.

«Огромное достоинство фильма – неподдельная любовь к своему народу. Дариус Гумаускас, сыгравший Ивана Попова, рассказывал, что на протяжении двух месяцев, которые он провел в Якутии, каждое утро местные жители задавали примерно один и тот же вопрос: «Как вам наша замечательная Якутия?» Никто не интересовался личной жизнью, не расспрашивал о жене и детях. Там так не принято. Но люди любят свой край, несмотря на то, что зимой там минус 50, а летом плюс 40, мошки и комары», – рассказал Иван Болотников.

Продюсер картины признается, что с самого начала ему понравилась идея фильма – дорожить каждым мгновением, восхищаться уникальностью мира. Он считает, что этот фильм ждет хорошая зрительская судьба.

Создатели картины кропотливо воссоздали быт того времени – жилища, одежду, украшения, обычаи и даже веру в сверхъестественное. На этом фоне ведется повествование о дружбе очень разных людей, но обладающих при этом даром видеть прекрасное в самых простых вещах. Не случайно якутское название фильма переводится как «Увидевший прекрасное». Каждая сцена отсылает к реальной истории, изображенной на архивных фотографиях. На одной – прокаженная девушка, оставшаяся одна и чудом выжившая после оспы. На другой – лукавый гадальщик, предсказывающий будущее. Мальчишки на деревянных ходулях, девушка в дорогом национальном костюме, мастера кухонной утвари – каждая фотография получила жизнь на экране.