Яндекс.Метрика
  • Юрий Никитин

Светлана Разворотнева: «Работник ЖКХ – не какой-то «стрелочник», он хозяин в городе»

Депутат Госдумы РФ, заместитель председателя общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ Светлана Разворотнева рассказала о необходимости проведения реформы системы уборки дворов в Петербурге
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Светлана Викторовна, вы много лет профессионально занимаетесь проблемами отрасли. Что вас волнует сегодня?

– Жилищно-коммунальное хозяйство – базовая отрасль экономики страны, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. В качестве иллюстрации обратимся к статистике. Годовой оборот отрасли ЖКХ в 2020 году составил 6,4 триллиона рублей, а это 6 процентов ВВП.

Но в этот же период у нас долги за ЖКХ составили, по оценкам Минстроя, 1,5 миллиарда рублей. Это, безусловно, сказывается в том числе на функционировании отрасли в целом. Те средства, которые можно было бы направить на модернизацию коммунального комплекса, которая, кстати, привела бы и к повышению его эффективности, и к улучшению качества услуг, у нас эти средства фактически изымаются из оборота.

– В чем причина растущих долгов?

– К сожалению, благодаря тем гражданам или юридическим лицам, которые считают возможным не платить, у нас действительно все остальные получают некачественные услуги, а зачастую еще и платежи перекладываются на добросовестных плательщиков.

Добавляет проблем сложное, запутанное и противоречивое законодательство в жилищной сфере. С одной стороны, закон гласит, что за все отвечает собственник. С другой – если ты не профинансировал работы по содержанию, ремонту дома, то реальной ответственности не несешь, и действенных инструментов воздействия на ситуацию нет.

Принятый в декабре 2004 года Жилищный кодекс оказался достаточно сырым продуктом. Необходимость в нем, безусловно, назрела: сложился другой социальный строй, другие экономические условия. Однако принимался он в большой спешке, при острейшем дефиците специалистов в жилищной сфере, скажем так, нового призыва.

В итоге мы как-то не можем до сих пор определиться: сфера управления МКД – это обязанность органов власти либо это свободный рынок и отвечает за все собственник жилых помещений? Противоречивые решения рождают порой иждивенческие настроения: если я не рассчитался за предоставленные коммунальные услуги, со мной ничего не случится – государство все равно подхватит, поможет, защитит. А на практике принятие решения сводится на уровень УК.

– Ситуацию можно исправить?

– Ее необходимо исправить. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является, пожалуй, самой социально чувствительной, так как непосредственно связана с обеспечением граждан услугами первой необходимости. Поэтому работа по улучшению качества жизни непрерывно ведется на всех уровнях.

В Госдуме создана рабочая группа по управлению МКД. Ее главная задача – совместно с экспертным советом сформулировать проблемы, существующие в сфере управления МКД, и предложить конкретные пути решения. Здесь должен помочь опыт, накопленный в ходе подготовки Стратегии развития ЖКХ – 2020, когда было организовано активное обсуждение актуальных вопросов отрасли профессиональным сообществом и рядовыми гражданами, определены задачи по улучшению условий проживания граждан в МКД. Мы намерены продолжить начатую работу, поддержать все полезные инициативы граждан, разработать и принять такие законодательные акты, которые бы соответствовали требованиям сегодняшнего дня, в том числе привести в соответствие нормы ЖК.

Много нареканий со стороны собственников жилья вызывает качество содержания общего имущества МКД управляющими компаниями. Необходимо разработать и утвердить нормы, когда жители, если они не хотят заниматься домом, смогут передать все заботы по его управлению органам власти, увеличив таким образом присутствие государства в управлении жилищным фондом. Если же граждане готовы взять на себя ответственность, им необходимо дать реальные рычаги для полноценной деятельности. В первую очередь они должны контролировать расходование тех средств, которые они платят управляющим компаниям, и перечислять их только после того, как работы реально проведены. Они должны иметь все инструменты для реального управления своим общедомовым имуществом, получить право им распоряжаться.

– А у вас есть уверенность, что удастся разбудить инициативу людей, они смогут эффективно управлять, распоряжаться общедомовым имуществом?

– Такую уверенность рождают встречи с избирателями, участие в мероприятиях, конкурсах. Более 5 тысяч заявок из 82 регионов страны поступило на участие в конкурсе лучших практик управления многоквартирными домами «Лучший дом. Лучший двор».

Мне доверили возглавить жюри конкурса. Всего по его итогам было выбрано 18 призовых мест. Победителей выявили на основании оценок экспертов и народного голосования, в котором приняли участие более 127 тысяч респондентов.

Заявки подавались по шести основным номинациям: «Лучшая практика работы совета многоквартирного дома», «Лучшая практика работы ТСЖ», «Самый дружный дом», «Лучшая практика проведения капитального ремонта», «Лучший подъезд», «Лучший двор». В каждой были определены по три призовых места.

Это очень важная история. Если жители 5 тысяч МКД в стране считают, что им есть чем гордиться, – это уже достижение. О таких примерах надо говорить, нужно показывать, как люди, не дожидаясь сторонней помощи, не жалуясь в различные инстанции, объединяются и сами делают свое жилье комфортным и уютным.

– В сфере ЖКХ еще немало болевых точек. На ваш взгляд, какие из них самые острые?

– Высокий уровень износа инфраструктуры ЖКХ. По разным оценкам, он составляет свыше 80 процентов. Инженерные сети, коммунальная инфраструктура и МКД находятся далеко не в идеальном состоянии. Без государственного участия коммунальное хозяйство не поднять. Но ссылаться на недостаток средств – тоже не выход. Не ждать же до морковкина заговенья, когда государство вложит деньги? К примеру, в Петербурге региональный оператор стремится капитальный ремонт МКД выполнять комплексно: в течение короткого времени осуществляется капитальный ремонт кровли, фасадов, производится замена инженерных сетей. Благодаря этому получают вторую жизнь здания, прослужившие людям более ста лет, а в районах массовой застройки в комфортное современное жилье превращаются кварталы бывших типовых панельных домов.

Важное место занимает использование современных технологий и материалов. Благодаря этому дома не только обретают привлекательный вид, но и повышается их энергоэффективность. Теплопункты, оборудованные датчиками температуры наружного воздуха, позволяют обеспечить подачу в дом только того тепла, которое действительно необходимо. Приводятся в порядок входные группы, устанавливаются пластиковые окна, энергосберегающие лампы в парадных и датчики движения. Опыт показывает, что за счет таких мероприятий и качественно выполненного капитального ремонта можно сэкономить до 30 процентов платежа на коммунальные услуги. Для жителей Северной столицы, не только избалованных белыми ночами, но и испытанных продолжительной зимой, это существенная экономия.

– Какие еще положительные перемены происходят в отрасли?

– Впервые за долгую историю в инфраструктурные проекты, модернизацию комплекса вливается значительное бюджетное финансирование. Ведутся активное строительство и реконструкция коммунальной инфраструктуры. При том, что в стране уже модернизировано несколько сотен объектов водоснабжения городов, стабилизируется ситуация и в сфере теплоснабжения, я считаю, мы находимся только в начале пути.

Правительство планирует направить в ближайшие 5 лет на инфраструктурные проекты, включая модернизацию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры, более 3 триллионов рублей. В том числе из Фонда национального благосостояния на финансирование инженерных проектов выделяется 150 миллиардов рублей, и из федерального бюджета – еще 280 миллиардов.

Что касается средств из ФНБ, то соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Программой предусмотрено предоставление долгосрочных займов организациям на обновление в регионах систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений. Это позволит сократить затраты на содержание коммунальных сетей, в том числе за счет снижения их аварийности и повышения энергоэффективности, сократить объемы загрязненных стоков, попадающих в водоемы, а главное – повысить качество коммунальных услуг для людей.

Программа призвана запустить реализацию нового механизма государственной поддержки развития регионов и инфраструктурного строительства, в частности, в рамках стратегической инициативы «Инфраструктурное меню». Предусмотрена выдача кредитов регионам на модернизацию инженерных сетей. Средства будут предоставляться Фондом содействия реформированию ЖКХ в виде займов под 3 процента годовых сроком на 25 лет. Доля средств ФНБ составит до 80 процентов. Это позволит ускорить модернизацию систем ЖКХ и включить в нее больше объектов, а значит, еще больше людей ощутят положительные изменения в сфере жизнеобеспечения.

– Сегодня на повестке дня стоит вопрос повышения качества городской среды. Как вы оцениваете программу оптимизации системы уборки внутриквартальных территорий, которая реализуется в Санкт-Петербурге?

– Безусловно, положительно. В таком городе, как Санкт-Петербург, так же, как и в Москве, как говорится, на большом масштабе, порядок можно навести только централизованно.

Главная проблема второй столицы, мне кажется, заключается в том, что содержание мегаполиса распределено между различными городскими организациями: за придомовую территорию отвечает одна организация, за центральные улицы – другая. И получилось, что у семи нянек дитя без глазу: ни у кого не хватило сил, техники, кадров и т.д.

Замечательно, что вы сегодня проводите работу над ошибками и недочетами, стремитесь создать единое городское пространство, за которое отвечает один субъект.

Москва уже давно идет по этому пути, и он доказывает свою эффективность. Придомовые территории примерно на 85 процентов управляются «Жилищником». У городской компании есть обязанность содержания новых районов столицы. Эти работы финансируются за счет средств, выделяемых из городской казны. В результате в таком огромном мегаполисе, как Москва, проблема уборки территории решена.

– В чем видите резервы отрасли?

– Здесь большого секрета нет. Отрасль остро нуждается в притоке новых высокопрофессиональных кадров. Пришло время, когда крупными жилыми комплексами должны управлять специалисты с высшим образованием. Нужны высококлассные инженеры, электрики, сварщики, сантехники, водители специальной техники…

Нужно развивать систему целевого обучения, создавать целевые рабочие места. При этом за обучение платит работодатель, а у будущего работника наступают обязательства перед ним.

Отрадным является тот факт, что появились федеральные образовательные стандарты, в том числе для работников, управляющих МКД. Раньше и профессии такой не было! К сожалению, остается дефицит специалистов с высшим техническим образованием и специалистов базового, производственного уровня со среднетехническим образованием.

Но пока в образовании, в системе подготовки специалистов складывается странная ситуация, и не только для сферы ЖКХ. Люди, желающие получить нужную производству, государству техническую профессию, не могут сделать это – не хватает бюджетных мест! А, как известно, медалисты, краснодипломники, занимающие бюджетные места, совсем не часто изъявляют желание работать инженерами.

И школьное образование не стимулирует ребят получить профессию, которая пригодится им и в жизни, и в доме… Школы отказываются наряду с общеобразовательными дисциплинами проводить занятия по сантехническому минимуму, готовить электриков, трактористов, водителей… Не раз депутатами обсуждался вопрос возвращения в программу обучения уроков труда. Но воз, как говорится, и ныне там.

Низким остается престиж профессии работника ЖКХ. Желающих связать свою судьбу с отраслью зачастую останавливают, прямо скажем, невысокие зарплаты. И это не позволяет привлечь квалифицированные кадры. В Москве была принята большая антикризисная программа, когда людей, оставшихся без работы, пытались привлечь в строительство, сферу ЖКХ. Но это не принесло особого эффекта. Помимо стабильной работы нужны дополнительные стимулы как материального, так и социального характера. В советское время люди с высшим образованием шли рабочими в ЖКХ, потому что гарантированно получали служебное жилье, которое в перспективе становилось собственным.

Депутаты не раз обращали внимание правительства на необходимость наращивать сегмент служебного жилья с различными целями и предоставления его людям с низкими доходами – тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации и, конечно же, работникам ЖКХ. Мы с коллегами вносили в Госдуму проект закона частно-государственного партнерства в сфере создания служебного жилья. Но нами был получен отрицательный отзыв, инициативу правительство не поддержало: новое жилищное строительство предназначено только для продажи, а рабочих можно разместить и в хостелах.

– В Петербурге часть рабочих размещают в казенных домах. Их сегодня в городе 15.

– Это очень важная инициатива. На местах пытаются решить проблему за счет внутренних резервов, предоставляя служебное жилье отдельным категориям специалистов. Полезные инициативы реализуются на уровне региональных программ.

Мы призваны решить ключевую задачу: работник ЖКХ не должен чувствовать себя каким-то «стрелочником», на которого переводят выполнение непрестижной работы. Он – хозяин в городе!