ОСАГО на водителя: в России могут внедрить новый тип полиса автогражданской ответственности
Полисы ОСАГО в 2023 году подорожают, правда не для всех, а только для молодых водителей и также для тех, кого слишком часто штрафуют. В то же время группа депутатов продвигает идею внедрить в России два типа полисов: с привязкой к автомобилю (тот, что действует в России и поныне) и новый – с привязкой непосредственно к водителю. Автовладелец, да и просто человек с водительскими правами, но не имеющий машины, сможет сам выбирать, какой полис ему приобрести.
Выгодно для богатых
Сотрудники страховых компаний новость о будущей новинке встретили благосклонно, а вот юристы замерли в ожидании. Особо большое неудовольствие высказали адвокаты по делам о ДТП. По их мнению, новшество может уничтожить всю разумную систему компенсаций, и потерпевшим придется самим теперь бегать за виновником по судам, а потом спрашивать с судебных приставов.
Как известно, нынешняя система автогражданской ответственности страхует автомобиль – и чем мощнее двигатель, тем больше страховой сбор. Кроме того, повышающие коэффициенты положены жителям крупных городов, молодым и неопытным водителям, а также тем, по чьей вине страховой компании уже приходилось раскошеливаться на оплату ремонта или лечения для потерпевшего. Потерпевшим в ДТП не нужно искать виновника: достаточно знать номер его машины, а все остальное сделает страховая компания: выплатит ущерб в законных рамках, а если виновник был, к примеру, пьян или сбежал с места ДТП, то потом эти деньги у него отсудят по регрессу. Точно такой же регрессный иск грозил за передачу руля постороннему человеку, не вписанному в полис.
Именно от этой ситуации страхует обещанный закон, который позволил бы купить полис персонально для водителя и дать ему возможность садиться за руль любой машины, не боясь, что в случае неприятности все расходы лягут на его плечи.
По мнению авторов законопроекта, новые правила будут выгодны для граждан, имеющих в собственности несколько автомобилей: теперь им не придется покупать полис для каждой машины в отдельности, а нужно будет получить один – для себя. В том, что новый тип полиса защитит богатых автовладельцев, можно, как считает один из опрошенных «Петербургским дневником» экспертов, не сомневаться. Достаточно вспомнить, что один и тот же водитель за страхование маломощной машины (менее 50 лошадиных сил) заплатит около 15 тысяч, а за ОСАГО на авто с 150 силами – никак не меньше 40. Куда как соблазнительней купить полис «на себя», а не на мощное авто!
Невыгодно для бездетных
Впрочем, представитель одной из страховых компаний, пожелавший сохранить анонимность, заявил, что характеристики машины не слишком влияют на аварийность, а сделать повышенный тариф для мощных машин страховщиков вынудили некоторые привычки особо молодых водителей.
«Знаете, какие машины, по подсчетам ГИБДД, чаще всего попадают в аварии? – задался вопросом наш собеседник. – Думаете, старые «Лады», в которых нет гидроусилителя и ABS? Нет, не они, а так называемые «некронемцы». То есть некогда хорошие, но очень старые машины из Германии. Именно их дешево покупают двадцатилетние водители, которым очень хочется похвастать: смотрите, какая у меня «Ауди», какой у меня BMW! Старый, но мощный, сейчас увидите сами. И начинают демонстрировать – иногда с тяжелыми последствиями».
По мнению страховщика, ничего страшного не произойдет, если «полис водителя» поможет сэкономить владельцу мощного авто. Если это взрослый семейный человек, он постарается не попадать в аварии. Если молодой и резвый – за полис он в любом случае заплатит большую сумму.
Старая идея и новые технологии
Новый тип полиса одобрил вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. Он напомнил, что с таким предложением законотворцы выступали еще 20 лет назад, когда ОСАГО впервые появилось в стране.
«Но Гражданский кодекс четко оговаривает: машина – источник повышенной опасности, значит, за возможный ущерб третьим лицам отвечает владелец. Его ответственность и надо страховать», – говорит эксперт и уточняет, что закон об ОСАГО придется переписывать таким образом, чтобы он кодексу не противоречил.
«Петербургский дневник» поинтересовался у страховщиков, какой полис будет выгоден им самим, но четкого ответа не добился. Вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович заявила, что страховщики предпочли бы сами определять, выгоден ли им тот или иной клиент, а также имеет ли смысл продавать ему индивидуальный полис.
«Сильнее всего на вероятность аварии влияет возраст и стаж, – заметила она. – На этапе заключения договора для страховой компании главное – правильно определить тариф и не уйти в минус».
Также она отметила, что предпосылок к отказам в выплатах компания не видит. Ситуация, когда человека сбивает незастрахованная машина, пугает только адвокатов.
Потерпевшим – труднее
«Новый тип полиса означает, что государство отстранилось от защиты потерпевших, и все тяготы по взиманию компенсаций с виновников хочет возложить на их плечи, – говорит адвокат Владимир Гарнин. – Я сейчас занимаюсь похожим делом, и оно длится уже два года. Там проблема была в том, что у виновника оказался просроченный полис, а Российская страховая ассоциация отказала в выплате, хотя теоретически должна была взять ее на себя».
По словам адвоката, страховые компании не будут страховать неудобных для них клиентов, и это приведет к тому, что многие начнут ездить вообще без полисов. А ловить виновника, особенно если это гражданин другой страны и вообще нищий, будет себе дороже.