Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

Никому не врать и любить людей: актриса Ольга Карленко поделилась секретом счастья

Актриса Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева недавно отпраздновала двойной юбилей – свое 55-летие и 30-летие работы в ТЮЗе

Красивые даты Ольги Карленко совпали с годом столетия ТЮЗа, который она отметила яркой ролью Эмилии в мюзикле «Обыкновенное чудо». А Второй межрегиональный детский театральный фестиваль «Б’АRТ’О», художественным руководителем которого является актриса, стал значимым событием в культурной жизни Петербурга.

– Ольга Юрьевна, у режиссера Алексея Франдетти был серьезный кастинг в мюзикл «Обыкновенное чудо». Как вам досталась роль Эмилии?

– Я, как и все мои коллеги, принимала участие в творческом отборе. Прежде всего режиссер проверял наши вокальные данные. Я спела ему песню моей героини Мэри из спектакля «Маленькие трагедии». Он даже не дослушал меня до конца. Сказал: «Стоп, спасибо! Вы можете взять вот эту ноту?» Я отвечаю: «Попробую!» Франдетти говорит: «Идите и берите! Если возьмете, возвращайтесь ко мне». Я смогла достать заветную ноту и получила роль Эмилии.

– То есть у вас есть музыкальный бэкграунд?

– Я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Это, конечно, мне очень помогло в работе над спектаклем. Я даже начала мечтать о том, что моя Эмилия сыграет дуэтом с Трактирщиком, так как мой замечательный партнер Володя Чернышов тоже в детстве играл на скрипке. Представляете, какой бы это был класс – ведь такого еще не было ни у кого, ни в одной постановке «Обыкновенного чуда»! Я даже летом нашла скрипку и репетировала, но, к сожалению, мне не удалось реализовать свою идею – жанр мюзикла имеет свои ограничения.

– Как вам работалось с Франдетти?

– Всегда наслаждение работать с талантливыми людьми. Он очень деловой и креативный человек. У нас с ним сложились доверительные отношения. Мне кажется, он прислушивался к моему мнению. Так как в постановке много музыки, некоторые фрагменты оригинального текста Евгения Шварца не вошли в сценарий. Например, не было того куска, когда Трактирщик говорит Эмилии: «Вы целовались с ним на балконе!» А она ему отвечает: «А вы танцевали с дочкой генерала». – «Я шептал ей: раз, два, три! Она все время сбивалась с такта». Я поняла, что это очень важная часть нашей с Эмилией истории, и попросила вернуть эти строки. Франдетти ответил: «Доказывай на репетиции». Я смогла это сделать, и Алексей вернул эпизод в постановку.

– Как вам удалось уйти от образа, созданного Екатериной Васильевой в знаменитом фильме?

– Екатерина Васильева – гениальная актриса, я ее очень люблю. Я специально не стала пересматривать фильм, чтобы не нахватать оттуда каких-то клише. Кроме того, фильм и наш спектакль – совершенно разные жанры. У нас – мюзикл. Здесь все более динамично, ярко, сконцентрированно. Это диктовало мне совершенно иной подход к воплощению образа Эмилии.

– Как вы оцениваете музыкально-драматические работы своих коллег в «Обыкновенном чуде»? Кто из них вам понравился больше всех?

– Я в очередной раз убедилась, что в ТЮЗе работают уникальные артисты. В первую очередь это Придворные – наши звезды Елизавета Прилепская, Аделина Любская, Оксана Глушкова и наша талантливая молодежь, все великолепны! Как они отыгрывают каждую мелочь, какие актерские реакции выдают – высший пилотаж! А от Алексея Титкова в роли Короля я просто в восторге. У него самое большое количество вокальных партий, с которыми он справился блестяще. Еще мне очень нравятся оба Министра-администратора – Кузьма Стомаченко и Радик Галиуллин. Они просто потрясающие, держат внимание зала.

– В мюзикле сразу три Эмилии – вы, Анна Мигицко и Нонна Гришаева. У вас существует конкуренция?

– Нет, конечно. Мы совершенно разные, самодостаточные актрисы. У каждой из нас свой созданный образ и свои поклонники. Я радуюсь, когда мои коллеги, тоже занятые в «Обыкновенном чуде», на репетициях и спектаклях бегут смотреть за кулисами, как мы с Володей Чернышовым исполняем свой номер. На репетициях они смеялись в голос. Я спрашивала: «Что вы смеетесь? Я же даже не пытаюсь юморить. Я все всерьез, по-настоящему!» А они мне: «Оля, это безумно смешно!» Признаюсь честно: то, что молодые актеры бегут смотреть на то, как я играю, для меня дорогого стоит.

– Как вы относитесь к творчеству Шварца?

– Обожаю. Как только меня утвердили на роль Эмилии, я стала его перечитывать и в очередной раз поняла, что он уникальный писатель, вне времени.

Когда моя свекровь Валентина Георгиевна узнала, что я буду играть Эмилию, она рассказала мне удивительную историю. Когда она была маленькой девочкой, Евгений Шварц хотел стать ее опекуном. Мама моей свекрови – известная театральная художница Татьяна Бруни – очень дружила с Николаем Акимовым и со Шварцем. Драматург знал, что семья Бруни живет менее обеспеченно, и как-то раз предложил Татьяне: «Отдай мне Валечку на попечение». Но та отказалась и сказала, что своего ребенка будет растить сама. Вот такая любопытная история связывает мою семью и Евгения Шварца. Теоретически мы могли бы быть почти родственниками!

– Вы художественный руководитель межрегионального детского поэтического фестиваля «Б’АRТ’О». Расскажите об этом проекте.

– Я счастлива, что театр доверил мне этот уникальный проект. Когда я смотрю на ребят, которые принимают в нем участие, я понимаю, что у российского театра большое будущее, и получается, что я к этому тоже причастна. Многие детские коллективы, принимающие участие в «Б’АRТ’О», настолько профессиональны, что некоторые взрослые театры меркнут на их фоне.

В прошлом году приз фестиваля в номинации «Лучший спектакль» получили ребята из школы-студии «Шанс и К» Полянской школы-интерната из Рязанской области за спектакль «Вниз по радуге скользя». Это просто невероятные дети – творческие, открытые, окрыленные! Видеть их работу, общаться с ними – для меня настоящее счастье. К тому же наш фестиваль поэтический, а я очень люблю поэзию и считаю ее лучшим жанром для самовыражения детей и подростков. Они удивительно тонко чувствуют стихотворную форму и потрясающе передают ее на сцене.

– Вы ведь давно занимаетесь педагогической деятельностью?

– Да, моей детской театральной студии исполнилось 26 лет. Мы открылись в 1996 году. Сейчас у нас занимаются более ста человек, и мы все – и дети, и педагоги – получаем огромное удовольствие от того, чем занимаемся. Мы сразу честно предупреждаем родителей, что не готовим детей к поступлению в театральный. Наши занятия направлены на то, чтобы раскрепостить ребенка, напитать той творческой атмосферой, которая царит у нас в коллективе, и задать правильный вектор развития талантов. У нас нет никакого отбора, мы берем всех желающих, исходя из того, что все дети одарены: ни один профессиональный артист не сыграет так, как ребенок. Постепенно происходит естественный отбор. Кто-то уходит, кто-то остается, кто-то потом поступает в театральный институт.

– А ваши дети пошли по вашим стопам?

– Сын да. Он учится на третьем курсе РГИСИ, а дочь продолжила дело своего деда – моего отца: выбрала профессию врача. Я очень горжусь своими детьми. Они невероятно целеустремленные и всего добиваются сами.

Когда Федор поступал в театральный институт, я специально никому не звонила и не просила за него. Я знала, что он очень талантливый, и верила, что он поступит. А когда Федор уже был зачислен в институт, я пришла к мастеру его курса Семену Спиваку и сказала: «Спасибо за сына, которого вы взяли на бюджет!» Он посмотрел на меня непонимающе: «Какого сына?» Семен Яковлевич даже не знал, что его новый студент – это мой сын, потому что у нас с Федором разные фамилии.

Дочка Ярослава учится в медицинском колледже и проходит практику в одной из самых престижных больниц Петербурга. Она работает в детской кардиохирургии, и видно, что ей действительно нравится то, чем она занимается. Я восхищаюсь ее увлеченностью профессией.

– А в чем секрет вашего счастья?

– Не врать себе, другим, любить людей и понимать их. А еще – наслаждаться тем, чем ты занимаешься. Я безгранично люблю мой родной ТЮЗ, мою детскую театральную студию, я счастлива в семье, у меня прекрасные дети. В моей жизни сбылось все, о чем я мечтала.