Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Наши предшественники сделали непостижимое»: подвиг блокадных медиков – в фотографиях, документах и живых свидетельствах

В Президентской библиотеке открылась выставка «Ленинградский педиатрический медицинский институт в суровые годы блокады». На торжественном открытии присутствовала одна из героинь блокадной хроники – Татьяна Фомина, которую спасли медики института
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Мультимедийная экспозиция приурочена к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Экспонаты подготовлены Санкт-Петербургским государственным педиатрическим медицинским университетом при участии Президентской библиотеки.

«Объект номер 708»

Как отметил генеральный директор Президентской библиотеки Юрий Носов, это уже вторая совместная выставка с Педиатрическим университетом. Ее проведение именно здесь неслучайно: в фондах библиотеки находится много материалов блокадной кинохроники, оцифрованные продуктовые карточки, воспоминания блокадников.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов напомнил, что в блокадном Ленинграде Педиатрический институт был единственным высшим учебным заведением, которое ни на день не прекращало работу по двум профилям: они учили и учились, они же занимались спасением детей.

«За годы войны состоялось восемь выпусков врачей. Сложно представить студентов, преподавателей, которые не только продолжали постигать медицину в таких невероятных условиях, но и смогли остаться людьми, учеными, врачами. Наши предшественники сделали непостижимое», – отметил Дмитрий Иванов.

В годы войны Педиатрическим руководила Юлия Ароновна Менделева. В своих воспоминаниях она отмечает, что «мы были счастливы, когда вопрос об эвакуации был решен отрицательно. В условиях военного времени существование института являлось совершенно необходимым, так как нужно было готовить кадры врачей и медсестер. Нельзя было лишать детей Ленинграда ни специальной помощи, ни детского питания».

Во время блокады в Ленинграде оставались 400 тысяч детей, которых надо было лечить, кормить, защищать. Были придуманы заменители грудного молока, при Педиатрическом институте действовал уникальный огород, урожаи которого спасли не одну жизнь. Несмотря на частые перерывы в подаче воды, нарушение нормальной работы котельной, молочная станция ежедневно отпускала по 13 тысяч порций для 7-8 тысяч детей. Во время блокады сотрудники университета разработали 18 лечебных смесей для детей раннего возраста.

Именно в блокадном Ленинграде был создан институт главных специалистов – представителей медицинских специальностей. Главным специалистом-педиатром был академик Александр Федорович Тур, который пешком, в мороз и под обстрелами, ежедневно ходил с Петроградской стороны в Педиатрический на работу. В 1942 году начало работать Общество педиатров, был организован Совет по детскому питанию, произошла перестройка поликлинической помощи детям, которая действует и поныне. Это все было сделано в 1942-1943 годах.

Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Педиатрического института Галина Микиртичан обратила внимание на тот факт, что институт, несмотря на молодой возраст – к началу войны ему было только 15 лет, по сути, стал центром советской педиатрии.

«Он уже стал мощным, крепким коллективом преданных делу людей, энтузиастов. И благодаря этому стало возможным решать задачи, которые поставила война перед нашим коллективом. В первый день войны 129 врачей и 150 медсестер ушли на фронт. На территории вуза был госпиталь для раненых бойцов и гражданских, в приоритете была забота о детях и женщинах. При этом у фашистов наш институт значился как объект номер 708, подлежащий специальному уничтожению. За сутки его бомбили по 7-12 раз. С 20 ноября 1941 года по 14 мая 1942-го дети провели в бомбоубежище. Но ни один ребенок за все время войны от бомбежки на территории института не пострадал», – рассказала Галина Львовна.

И настоящим сюрпризом стала удивительная история из музейных фондов, буквально реализовавшаяся в жизни.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

История Тани

Директор музея Педиатрического университета Ирина Савина показала фотографию 2-месячной девочки Тани Фоминой, которая была доставлена в Педиатрический институт осенью 1942 года с очень тяжелой дистрофией и диспепсией. Малышка умирала – настолько критичным было ее состояние.

«Я должна была лежать на Пискаревском кладбище, но врачи Педиатрического меня выходили, спасли. В благодарность им я стала медиком, фельдшером, всю жизнь посвятив медицине, спасению людей», – рассказала 80-летняя Татьяна Фомина под аплодисменты присутствующих.

Блокадница сообщила, что родилась 5 мая 1942 года, в самый тяжелый месяц блокады. Ее отвезли в Педиатрический институт, там она пролежала полтора года – до июня 1944 года.

«Я очень благодарна врачам, которые вытащили меня с того света. Мама работала на оборонном заводе, ее не отпускали, а вот моей бабушке предложили пойти на работу в Педиатрический санитаркой, ухаживать за мной и другими детьми. Она так и работала на отделении для дистрофиков, не делая для меня никаких исключений – помогала всем одинаково. Никто не думал, что я выживу, а я выжила всем смертям назло», – рассказала Татьяна Фомина.

На выставке в ряду фотографий есть и она, и ее героическая бабушка, которая вместе с другими медиками Педиатрического института спасла тысячи ленинградских детей.