Александр Козлов: московский опыт поможет петербургским коллегам провести реформу в сфере ЖКХ
– Александр Михайлович, чем было продиктовано решение создания государственного бюджетного учреждения города Москвы «Жилищник» с ведомственным подчинением Департаменту ЖКХ мэрии столицы?
– После ввода в действие Жилищного кодекса Российской Федерации со всей остротой встал вопрос создания предприятия, которое в изменившихся социально-экономических условиях могло бы эффективно управлять более чем 30 тысячами многоквартирных домов. Частный бизнес на тот момент не смог предложить четкой программы. Мы ведь только учились жить по новым правилам, сверяя свои действия с принятым законодательством. Проблема содержания МКД, внутриквартальных территорий не знает пауз, требует повседневного внимания. Поэтому история с ГБУ «Жилищник» оказалась для москвичей выигрышной в том плане, что город получил государственную организацию с четкой вертикалью управления администрациями районов и правительством столицы, а жители – гарантированные качественные услуги.
– Сколько времени прошло от момента принятия решения до образования предприятия?
– В июне 2009 года вышло постановление правительства Москвы о создании ГБУ города Москвы «Жилищник». Но в 2013-м вышло новое постановление – о создании ГБУ «Жилищник» в районах. И именно с этого момента начался активный процесс. В 2013-2014 годах филиалы ГБУ «Жилищник» были созданы в 46 районах Москвы. В остальных они появились в 2015-2016 годах. То есть процесс прошел довольно быстро, учитывая, что в Москве 146 административных единиц – районов, городских округов и поселений.
– В чем заключалось преимущество реформы городского хозяйства?
– Мы перешли к более эффективной форме управления городским хозяйством, что позволило выполнять работу по оказанию услуг и благоустройству дворовых территорий на современном уровне. При этом сумели сохранить самое ценное – людей. Профессиональный, подготовленный персонал решает очень многое. Районные подразделения «Жилищника» смогли без раскачки включиться в работу. Новым компаниям была передана материально-техническая база коммунальных предприятий. Еще одним преимуществом можно назвать то, что жители управляющую организацию находили по знакомым им адресам.
– Что представляет сегодня из себя ГБУ «Жилищник»?
– В настоящее время государственное бюджетное учреждение «Жилищник» – по-своему уникальная управляющая организация. Решать масштабные задачи по управлению многоквартирным фондом Москвы учреждению помогает разветвленная диспетчерская служба, колоссальный штат персонала: сварщиков, электриков, сантехников, уборщиц, ландшафтников, подсобных рабочих, а также огромный парк самой современной техники, измеряющийся десятками тысяч.
Отказавшись от сторонних подрядчиков и посредников, ГБУ «Жилищник» экономит значительные бюджетные средства, направляя их на собственное развитие.
– Выходит, это преимущество, когда городской жилищный фонд и внутриквартальные территории предаются фактически монополисту?
– Выбор у людей сохраняется. В столице есть достаточно примеров четкого соблюдения частными управляющими организациями лицензионных требований по управлению МКД и содержанию территорий общего пользования.
Однако лучше обратиться к статистике. На этапе становления к работе «Жилищника» возникало немало вопросов. В настоящее время, как подтверждают данные портала правительства Москвы «Наш город», на деятельность учреждения жалоб в 2,5 раза меньше, чем на частные УК.
Есть еще один важный показатель – работники ГБУ быстрее своих коллег из коммерческих организаций реагируют на жалобы граждан, а также на устраняют аварии и нарушения.
Сказать, что «Жилищник» является монополистом в Москве, не совсем верно. Под его управлением около 70 процентов жилищного фонда столицы. Сейчас в городе выдано около 1100 лицензий, среди них активных УК – 621. Коммерческими организациями преимущественно управляются многоквартирные дома в новостройках ТиНАО, а также новые крупные жилые комплексы, бизнес-ЖК в пределах Старой Москвы.
– Что поменялось в деятельности ЖКХ столицы после присоединения Новой Москвы?
– На территории новых административных округов мы не стали ломать практику, сложившуюся в Московской области, где управлением жилищным фондом и содержанием дворовых территорий занимались частные УК. Этот рынок сохраняется и сегодня. В то же время по просьбе избирателей создано уже несколько ГБУ и ГКУ, не имеющих отношения к общей системе «Жилищника». Они подчиняются непосредственно муниципальным образованиям.
– Насколько важно петербургским коммунальщикам учесть опыт столичных работников отрасли?
– В Петербурге при проведении организационно-распорядительных мероприятий по адаптации к современным условиям материально-технической базы районных жилищных агентств нужно учитывать тот факт, что жители, как и прежде, больше доверяют государственной организации.
Людям важно, чтобы их дома и дворы убирали предприятия, с которыми им значительно проще вести диалог, нежели с коммерческими УК, для которых нередко главенствующим является извлечение прибыли вместо оказания качественной услуги.
В Северной столице активно проводятся в жизнь преобразования в сфере ЖКХ – за последнее время значительно обновлен парк специальной техники, воссоздается на новом, современном уровне производственно-ремонтная база, организован набор работников различных категорий, реализуются программы обучения руководителей и специалистов отрасли. Все это, безусловно, послужит повышению качества реформирования ЖКХ.
Но, повторю, за жителями остается выбор, какой УК отдать предпочтение. От конкуренции в отрасли выигрывают жители.
– Какие проблемы волнуют больше всего ЖКХ столицы?
– Они такие же, как и во всей отрасли. Это прежде всего кадры. На одном опыте «старых кадров» новые задачи, стоящие перед предприятиями жизнеобеспечения мегаполиса, не решить. Ситуация начинает меняться к лучшему. Разработаны профессиональные и образовательные стандарты в сфере управления МКД. Уже несколько вузов активно обучают по этому направлению.
Кроме того, эффективно работают столичные колледжи, готовящие сварщиков, электриков, сантехников… За этими специалистами накануне выпуска выстраивается очередь. Надежные рабочие руки нужны сегодня УК как никогда.
– Но при этом престиж рабочих профессий остается низким…
– Согласен. Резервы сохраняются большие. Одно из направлений, которое мы активно используем, – проведение конкурсов профессионального мастерства: «Лучший по профессии» и «Московские мастера».
– Как вам идея проведения конкурса «Мастера двух столиц»?
– Хотелось бы, чтобы в таком очном поединке приняли участие сантехники, электрики, сварщики, трактористы и другие специалисты в области ЖКХ двух крупнейших городов страны. Лучшие из лучших. Победители трудовых олимпиад – один из лучших примеров для молодежи.