
Самая дорогая награда: медаль «За оборону Ленинграда» учредили, когда судьба города еще висела на волоске

Сильнее оружия
«Вообще-то это можно расценивать как беспрецедентное событие, – отмечает специалист научно-просветительского отдела Государственного музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. – Ведь 22 декабря 1942 года одновременно были учреждены медали за оборону еще трех городов: Сталинграда, Одессы и Севастополя. Причем два последних в это время были полностью в руках немцев! Но руководство страны решило таким образом вдохновить людей на то, чтобы перехватить инициативу у врага. И это решение оказалось правильным. Ведь, к примеру, через 15 дней после прорыва блокады была одержана блестящая победа под Сталинградом. И два этих события оказались переломными для дальнейшего хода войны».
Но даже при всем при этом медаль «За оборону Ленинграда» все равно является уникальной. И прежде всего потому, что эта награда в годы войны оказалась одной из самых массовых – с 1943 по 1945 год медалью было награждено около 600 000 человек (для сравнения – медаль «За оборону Одессы» получили всего 30 000 человек), причем 5000 из них – дети, самым младшим из которых было по семь-восемь лет.
«Никаких возрастных ограничений для награждения не существовало, – подчеркивает Денис Мастридеев. – А это свидетельствует о еще одной уникальной черте этой медали: массовость только повышала ее значимость и цену. Ведь Ленинград был городом-фронтом, и его мирные жители были такими же бойцами, как и те, кто находился в окопах с оружием в руках».
Только достойным
И поэтому официальная формулировка для награждения – «непосредственное участие в защите города» – с полным правом касалась и тех, кто боролся с врагом на своем рабочем месте. Списки достойных составлялись в годы войны по инициативе руководителей различных городских структур (предприятий, школ, жилконтор, подразделений МПВО) и передавались в исполком, где уже формировались указы о награждении конкретных лиц.
«Меня наградили в 1943 году за то, что, когда мы летом работали в совхозе, я всегда выполняла свою норму и ни на один день не покидала свой «фронт», – вспоминает олимпийская чемпионка по легкой атлетике Галина Ивановна Зыбина. – А было мне 12 лет. Кстати, из нашего класса медаль тогда получили всего четыре человека. Она сейчас висит у меня на стене на самом видном месте. И дороже этой награды для меня на свете ничего нет».
Медаль «За оборону Ленинграда» имела особое значение и для всей страны. К примеру, один из самых популярных советских журналов «Крокодил» в 1944 году посвятил целый номер снятию блокады, где несколько страниц было отведено рассказу именно об этой награде.
Примечательно и то, что награждения активно продолжались и после войны: возвращавшиеся из эвакуации ленинградцы, которые до отъезда на Большую землю жили и трудились в осажденном городе, тоже имели право получить эту награду. Только в большинстве случаев им уже приходилось самим собирать необходимые документы и подавать заявления. Всего же с 1943 года по 1985 год медаль «За оборону Ленинграда» получили 1 470 000 человек (в том числе 15 000 детей).
Медаль хранит владельцев
Над созданием медали трудилось несколько художников, и на конкурс было подано восемь эскизов награды. Лучшей была признана работа Николая Москалева, который уже имел успешный опыт в этой сфере. Ведь это он является автором известных воинских нагрудных знаков «Отличник РККА» и «Хасан».
Правда, в Верховном совете немного откорректировали замысел художника, заменив на колодке медали красную материю (что символизировало пролитую кровь) на оливковую с зеленой полосой посередине. Это цветовое решение означало мир, в котором победила жизнь.
Изначально производство медали планировалось наладить на Большой земле, но потом сочли справедливым доверить это самим ленинградцам. И специально ради этого в начале 1943 года был расконсервирован Монетный Двор, закрытый после начала блокады (кстати, материю для колодок тоже выпускали в Ленинграде).
К каждой медали выдавалось специальное удостоверение, в котором указывалось имя владельца и номер самой награды. При этом на самих медалях такие серийные обозначения не ставились. Однако благодаря поисковикам выяснилось, что в этом правиле были свои исключения. «Приходилось находить на местах боев медали «За оборону Ленинграда», с серийными номерами, выбитыми либо на одной из их сторон, либо на гранях, – делится специалист научно-просветительского отдела Государственного музея обороны и блокады Ленинграда, один из основателей поискового движения на Северо-Западе Олег Алексеев. – Причем было видно, что нанесены они промышленным оттиском. По какому принципу это делалось, пока трудно сказать. Но зато однажды благодаря именно такой «номерной» медали нам, например, удалось установить имя погибшего бойца, который иначе имел бы все шансы остаться безымянным».
Впрочем, даже лишенные номеров ленинградские медали помогают спасти от небытия своих владельцев. Так, одного из найденных защитников города удалось опознать только потому, что к награде вплотную приклеился как раз тот фрагмент бумажной солдатской книжки, где было указана фамилия погибшего.
Примечательно, что известен случай, когда такую медаль официально пытался получить... незваный «гость» – немец.
«Лейтенант Эрнст Келер попал в плен под Ленинградом еще в 1941 году и сразу же выразил горячее желание сотрудничать, – делится Олег Алексеев. – Он стал уполномоченным национального комитета «Свободная Германия» и активно занимался на Ленинградском фронте антифашистской пропагандой, направленной на своих бывших сослуживцев. В конце войны Келер выразил желание получить медаль «За оборону Ленинграда», но ему в этом было отказано».