Яндекс.Метрика
  • Илья Сакмаров

Илья Сакмаров: «Как меняется музыка Петербурга»

Сколько альбомов издали петербургские музыканты за прошлый год? И кто оказался лидером по количеству гастролей и концертов?

Многие читатели «Петербургского дневника» наверняка заметили новую колонку по пятницам, которая выходит с сентября и содержит обзор лучших трех альбомов за прошедшую неделю, а также ссылку на плейлист с наиболее яркими синглами петербургских авторов. Для сравнения: даже во времена музыкального журнала Fuzz в 2000-е годы в Петербурге не выходило больше 10 обзоров альбомов местных артистов ежемесячно.

Создание такой колонки стало возможным благодаря проекту «Музыка. Сделано в Петербурге», в рамках которого мы следим за деятельностью 5000 артистов, ведем архив изданных аудиозаписей, отбираем лучшие релизы. За четыре месяца в газете были опубликованы более 150 артистов всех жанров.

Ну а теперь перейдем к цифрам и отличившимся именам. Медийными открытиями года стали Chris Yank, выпустивший песню «Холодно», клип на которую посмотрели больше 100 миллионов человек, и Варвара Убель, победившая в проекте «Ну-ка, все вместе!» одного из федеральных телеканалов. Впрочем, такие прорывы не являются для развития музыкальной культуры Петербурга определяющими, а медийные звезды уж слишком часто переезжают жить в Москву – поближе к федеральным телеканалам и радиостанциям. Не будем забывать, что наш город – это столица «живой» музыки, а концертирующих авторов самым непосредственным образом коснулось снятие пандемийных ограничений, что принесло ощутимое творческое оживление всей музыкальной сферы.

Абсолютными лидерами по интенсивности гастрольного графика стали панк-рокеры «Бригадный подряд» – они сумели дать более 50 сольных концертов по всей стране! Ненамного отстали рэперы Гарри Топор и Тони Раут, которые гастролируют чаще всего вместе: их статистика – более 40 концертов за год. Впечатляют показатели рок-группы «Пикник», шансон-певицы Елены Ваенги и эстрадных рокеров «Сурганова и Оркестр» (более 30 концертов). Уверенные места в десятке занимают группы «Пилот» и «Горшенёв», автор-исполнитель Игорь Растеряев, молодой хип-хопер PYROKINESIS и околоджазовые Billy’s Band.

В районе 20 концертов сыграли «Аффинаж», а также «Мукка» и скандальная Hofmannita. Популярные молодежные поп-панки с женским вокалом «Кис-кис» успели достичь тех же показателей уже к сентябрю, а затем укатили в тур по Центральной Азии, перенеся свои концерты в России на весну 2023 года.

Кроме того, 10-15 концертов организовали группа «Кино» и зонг-опера TODD (выступают с записанным вокалом Виктора Цоя и Михаила Горшенева), «Сифмоническое «Кино», молодежные проекты GSPD, Алена Швец, Aikko и «Электрофорез», поп-рокеры «Зимавсегда», металлисты Tanator, альтернативщики Jane Air, этно-рокеры Theodor Bastard, оригиналы «Быдлоцыкл» и восходящая звезда поп-шансона Марина Бриз. Забавную концертную стратегию продемонстрировали известные артисты «Чиж & Co» и «АукцЫон», которые дали больше 10 концертов в Петербурге и Москве, но редко появлялись в других городах.

Если концертная активность в 2022 году только восстанавливалась от двухлетнего шока, то студийная деятельность музыкантов-авторов Петербурга окончательно преодолела небольшой спад 2021 года, когда авторы издали 2500 синглов и альбомов. База-архив за прошлый год еще не готова, но уже понятно, что в среднем прирост составит 17,3 процента синглов и альбомов, а значит, можно надеяться, что по итогам 2022 года общее количество релизов перевалит за 3000, поставив новый рекорд.

При этом новый музыкально-цифровой мир еще не сформировался и петербургские авторы только нащупывают свое место на интернет-платформах. Возможно, по итогам 2023 года мы больше внимания уделим не победам наших музыкантов в телеконкурсах и не концертным успехам, а количеству слушателей в популярных музыкальных сервисах. Все больше артистов публикуют свои ежегодные отчеты, и результаты оказываются неожиданными. Например, показатель в 350 тысяч слушателей за год в «Яндекс Музыке» – у поэтического пост-панк-проекта «Плейлист Венкова», а самые концертирующие артисты – «Бригадный подряд» – набрали 618 тысяч слушателей.

Как соотносить и трактовать эти результаты, пока непонятно. Одно можно сказать уверенно – нас ждет эпоха интересных перемен и открытий!

Фото: «Петербургский дневник»