Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Из школы – в телезвезды: как учитель из Петербурга прошла в финал «Классной темы!»

Учитель истории и обществознания Ксения Медведева уже 12 лет преподает в 172-й школе Калининского района Петербурга. Здесь выросла она, ее родители и будущий супруг. А еще родная школа поддержала молодого педагога во время всероссийского проекта «Классная тема!». О том, как учитель общеобразовательной школы может стать телезвездой, Ксения Антоновна рассказала «Петербургскому дневнику»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Ксения Антоновна, что вас привело в школу?

– Привела судьба, по-другому и не скажешь. В моей родной 172-й школе воспитывалась я, в параллельном классе – мой будущий супруг, здесь же учились и познакомились мои родители. Так что она создает семьи! Я из учительской династии, у нас в семье педагогов много. Правда, я всегда говорила, что не хочу и не буду учителем, потому что хорошо знаю, насколько это трудная профессия. Видела, сколько времени каждый день тратили родители на то, чтобы подготовиться к занятиям, сделать все программы и отчеты… Говорила себе: нет, но потом вмешалась судьба. Мне было 19 лет, я училась на втором курсе Санкт-Петербургского государственного университета и однажды пришла навестить родную школу. Меня увидела директор, Тамара Федоровна Ануфриева, и попросила: «Ксюша, спасай! У нас нет педагога-организатора». В юношестве я была президентом школы, с семи лет участвовала в КВН. Так я решила помочь школе и стала совмещать работу и учебу. На мне была вся внеучебная жизнь: праздники, концерты, военно-патриотическое воспитание. А еще через два года я сказала, что хочу взять несколько часов нагрузки, чтобы попробовать себя в педагогической деятельности. С этого качалась моя карьера учителя.

– Было страшно начинать?

– Наверное, в какой-то момент это просто происходит и ты не задумываешься, почему именно так сложилось. Да, это было нелегко. Мне кажется, ни один молодой специалист не скажет, что ему без труда далось впервые переступить порог класса в качестве учителя: тебе 20 лет, а перед тобой сидят 18-летние ребята, которых тебе нужно учить. Пытаешься выстраивать рамки и границы, показать себя, чтобы они слушались. Чуть позже я получила классное руководство и выпустила свой первый 11-й класс. Невероятно люблю и ценю моих ребят, многое в них вложила, и это взаимно!

– Почему выбрали в свое время именно исторический факультет?

– В 10-м классе я не знала, куда поступать как, наверное, и 90 процентов сегодняшних выпускников. И родители сказали: «Надо понять, чего ты хочешь». Они сразу задали планку – мы отправились на день открытых дверей в СПбГУ. Тогда я еще не понимала, насколько это шикарный университет. Я стала выбирать… Филология – это не мое, математика – тоже. Мы ходили от стенда к стенду, и тут я увидела исторический факультет, где работал «малый» факультет. В нем обучаются дети с 8-го по 11-й класс бесплатно, при этом занятия проходят в университете по субботам и воскресеньям. И вот я приезжаю в этот большой университет с невероятными лекториями, профессора и студенты казались мне тогда небожителями. А потом случилось второе чудо: меня пригасили в археологический лагерь. Я побывала на настоящем археологическом раскопе под Петербургом и окончательно влюбилась в историю. Мы жили в палатках, питались с костра и ходили на лекции к студентам-археологам. А дальше – успешное поступление и годы учебы. Единственная с потока закончила университет с красным дипломом, но это тоже своего рода случайность. Я к нему не стремилась – у меня была бурная студенческая жизнь, я играла в КВН, правда, за сборную ИТМО, где учился мой муж, одновременно совмещая все это с работой в школе.

– Этот опыт внеучебной жизни помог вам в дальнейшей работе?

– Да, ведь ребята спрашивают, ты становишься для них примером. Мне нравится, когда я меняю прическу и девочки меняют ее вслед за мной . «Какая красивая кофточка, а где вы ее купили?» – спрашивают они у меня. Точно так же и я: «Девочки, какие у вас шикарные блузки». Это так важно для ребят! Так появляется тоненькая ниточка, которая позволяет быть для них не просто учителем, а наставником.

 Каким вы запомнили свой первый класс?

– Мы пережили столько всего за 11 лет, что и словами не передрать. И сейчас я почувствовала от них колоссальную поддержку. Звонили, писали все: «Ксения Антоновна, как мы вами гордимся!» А у меня – слезы на глазах от такого участия…

– Возвращаясь к программе «Классная тема!»: почему решили принять участие?

– Я всегда склоняюсь к тому, что когда человек активный и увлеченный, у него все в жизни будет хорошо. Я человек-авантюрист: любой движ, любое приключение – и я там! Я участвовала во многих педагогических конкурсах, но о таком еще не слышала. Был июль, все в отпусках. Коллеги прислали мне информацию о проекте. Конечно, я решила участвовать! Дома – муж, сын бегает вокруг меня. Сказала супругу: «Посиди с ребенком, а я буду готовиться к проекту». Я не думала, что это что-то реальное, а обернулось все так масштабно. Было ли это легко? Мне кажется, в душе каждый учитель – актер. Ты каждый раз перед детьми разный, иначе им будет с тобой скучно. Все связанные с педагогикой люди – особенные, они могут выкрутиться из любой ситуации. Мы и правда умеем все! Учителя – это строители, которые починят парту, психологии, которые успокоят разбушевавшийся класс, и медики, которые придут на помощь ребенку. При этом все педагоги очень загружены в связи со спецификой такой работы, некоторым просто не хватает сил. Но когда ты на что-то решаешься, тебя поддерживает все педагогическое сообщество страны.

– Главный приз проекта – свое шоу на федеральном канале. Чем решили удивить страну, чтобы победить?

– Каждый из нас в душе хотел победить, но мы все осознавали, что главное не победа, а сам факт того, что мы видели другую сторону жизни. Когда на тебя смотрят как на звезду, а ты обычный учитель из общеобразовательной школы. Я человек добрый, улыбчивый. Мне хотелось показать такой урок, чтобы он запомнился всем. Рассказать о том, что наша страна богата не только минералами, нефтью и газом, но и в первую очередь людьми. История как наука должна показывать нам опыт предыдущих поколений и рассказывать, почему наша страна великая.

– Наверное, школа невероятно вас поддержала…

– То ощущение поддержки, которое я испытала от своей родной школы, я, наверное, не испытывала до этого никогда. Мне писали родители учеников: «Ксения Антоновна, как мы вами гордимся! Мы никогда не видели, чтобы наш ребенок так внимательно смотрел передачу, рассылал всем друзьям эти рейтинги» – а я еще даже не прошла в финал. Они жили вместе со мной этим проектом.

 Не оставляете ли вы идею создать свое шоу, например в RuTube или TikTok?

– Если честно, такой мечты у меня никогда не было. А что касается TikTok: конечно, мы, учителя, думаем об этом! Ведь историй у нас хоть ложкой ешь.

– Петербургский педагог – какой он? Что отличает его от учителей из других регионов страны?

– Петербургское образование всегда отличалось. Это достойное классическое образование, за которым едут люди со всей страны. Я думаю, что педагоги в России очень похожи между собой. К слову, благодаря телешоу «Классная тема!» мы стали дружить с учителями со всей страны. Когда собирались вместе, начинался буквально большой педсовет. Оказалось, у всех почти одинаковые проблемы и счастливые моменты. Все финалисты шоу – невероятно достойные люди, за плечами каждого непростая педагогическая судьба. Думаю, современный педагог, безусловно, образован, умеет вести за собой, чтобы ребенку самому захотелось изучить тему. Очень важный элемент – непрерывное образование. Мы постоянно учимся, повышаем квалификацию. А еще современный учитель – это харизматичный человек, пример для подражания. И, поверьте, нас окружают такие шикарные примеры!

БЛИЦ

– Любимая книга?

– Александр Дюма «Граф Монте-Кристо». Эта книга, сколько бы раз ее ни перечитывала, всегда открывается с новой стороны. Это история про сильную личность, которая добивается своего. Возможно все!

– Любимый фильм?

– Мой муж часто мне говорит такую фразу: «Опять мы его смотрим!» Да, это «Гарри Поттер». Я вспоминаю свое детство, когда я впервые узнала об истории о юном волшебнике. Это классика педагогических фильмов – «Доживем до понедельника». А еще очень люблю боевики!

– Место силы?

– Люблю отдых на природе, путешествия – если я не еду куда-то, мне становится не по себе. Мы всей семьей любим путешествовать и на своих двоих, и на самолете.

– Хобби?

– Я не умею отдыхать дома: музеи, выставки и спорт. Мы с мужем – сноубордисты, катаемся на коньках. Летом – волейбол.

– С кем хотели бы встретиться?

– Так как я историк западно-европейского искусства, хотела бы встретиться с Леонардо да Винчи. Он даже не художник, а гений. Я бы просто в уголочке постояла и понаблюдала за его работой.

– Жизненный девиз?

– Никогда не останавливайся и двигайся вперед. Не отпускай руку, как бы ни было тяжело – все получится.

Закрыть