Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Комендантском доме Петропавловской крепости открылись новые экспозиционные залы «История Санкт-Петербурга. Век XVIII»

Этим проектом Государственный музей истории Санкт-Петербурга завершает юбилейный 2022 год, посвященный празднованию 350-летия Петра Великого
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«Петербургский дневник» был первым, кто сообщил о готовящемся открытии новой экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости. В своем интервью, которое генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов дал изданию еще в ноябре, он заявил: «Важное событие этого года – открытие восьми из тринадцати залов экспозиции Комендантского дома «История Санкт-Петербурга. Век XVIII» произойдет в декабре. Над ней трудились научные сотрудники экспозиционно-выставочного отдела несколько лет. В этом году город выделил средства на завершение этой работы. Художником стал талантливый музейный сценограф Никита Сазонов».

И вот обещанное открытие новых залов состоялось.

«Несколько лет и музей, и наш город ждали открытия этой выставки. Я думаю, что она станет украшением нашего Петербурга», – сказал на церемонии открытия Владимир Кириллов.

Экспозиция об истории города существовала и раньше. Впервые она была открыта в Комендантском доме в 1975 году. К 300-летию Петербурга она была частично обновлена. А сейчас предстает перед посетителями в новом виде, который сочетает в себе как традиционную подачу материала и подлинных артефактов, так и самые современные аудиовизуальные и мультимедийные интерактивные технологии.

Все это стало возможным благодаря сотрудничеству Музея истории Петербурга, Эрмитажа, Русского музея, Государственного архива РФ, Российского государственного архива древних актов и Библиотеки Академии наук. Открывает экспозицию зал символов Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть флаг и герб нашего города, услышать гимн Северной столицы, который создали Рейнгольд Глиэр и поэт Олег Чепуров, узнать о его святых покровителях – святом апостоле Петре и святом благоверном князе Александре Невском. Центральное место в зале занимает образ Петра Великого, который представлен бюстом первого российского императора, выполненным М. М. Антокольским, и каминные часы «Медный всадник». Безусловный интерес вызовут символические ключи от Петербурга и ларец для их хранения, который когда-то находился в доме губернатора.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Настоящим открытием для части посетителей станет экспозиция, посвященная истории приневских земель до основания Петербурга. Археологические находки, гравюры, макеты расскажут о существовавших здесь русских поселениях, об основанной новгородцами в XIV веке крепости Орешек и шведской крепости Ниеншанц.

О сражениях и победах в Северной войне 1700 – 1721 годов говорят гравюры и памятные медали, копии трофейных шведских знамен, портреты сподвижников Петра I, документы и макеты кораблей, в том числе флагманского корабля «Ингерманланд», на котором Пётр I командовал соединённой эскадрой в Балтийском море. Здесь же представлены подлинные кремнёвые ружья, ядра, абордажный топор начала XVIII века, а также анимированная интерактивная карта военных действий.

Следующий раздел повествует о том, как строился Петербург. Открывает его масштабная инсталляция, состоящая из строительных лесов и возводящихся зданий. Усиливают впечатление характерные для любой стройки звуки, которые помогают погрузиться в атмосферу рождающегося города. Посетители смогут увидеть, как выглядели Троицкая площадь, набережная Васильевского острова, Дворцовая набережная от Летнего сада до Зимнего дворца, Адмиралтейская сторона.

Особого внимания заслуживают экспонаты, связанные с основателем города Петром I: модель памятника императору, выполненного Бартоломео Растрелли (ныне памятник установлен перед Михайловским замком), и чугунный слепок руки Петра Великого.

Здесь же представлены находки, обнаруженные во время раскопок исторического центра. Это фрагменты голландских курительных трубок и печных изразцов, плошки-светильники, стеклянные бутылочки, керамическая посуда, подлинные кирпичи начала XVIII века и даже деревянные сваи, на которых возводились здания.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Следующий зал перенесет посетителей в эпоху правления императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Здесь блистательный Петербург предстает во всей красоте барокко, главным представителем которого был Франческо Растрелли. В экспозиции можно увидеть выполненные зодчим чертежи Зимнего и Среднерогатского дворцов, художественные изображения других его построек.

Проследить, как пышное барокко уступает место рациональному классицизму, можно в залах времен императрицы Екатерины Великой. Художественные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, планы города второй половины XIX века позволят оценить стремительный размах строительства. Здесь же демонстрируется уникальные коллекции научных приборов, инструментов, часов, барометров, измерительных приборов XVIII века.

Завершает экспозицию зал, посвященный повседневной жизни Петербурга XVIII – начала XIX века. Демонстрирующиеся здесь гравюры, фарфор, иллюстрации представляют галерею персонажей из народа. Это уличные торговцы, сапожники, старьевщики. Местом действия жанровых сценок из городской жизни служат рынки, ярмарки и места народных гуляний.

Как отметил заведующий экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей Воронков, именно этот зал, посвященный непарадной повседневной жизни Петербурга XVIII – начала XIX века, будет служить связующим звеном с экспозиционными залами, рассказывающими о XIХ столетии. Всего же, по его словам, реставраторами музея были восстановлены 120 экспонатов.

Закрыть