Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Пение – это радость!»: руководитель Французского хора Санкт-Петербурга о том, почему петь полезно всем

La Chorale Française de Saint-Pétersbourg (Французский хор Санкт-Петербурга) был основан в Северной столице в 2013 году. Грядущий 2023 год станет для него юбилейным. Одной из его отличительных особенностей стало то, что репертуар коллектива исполняется исключительно на французском языке и латыни

«Петербургский дневник» встретился с художественным руководителем хора лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга Екатериной Сенюшкиной и подробнее узнал о том, как формируется репертуар, о концертной деятельности коллектива и главном секрете – как люди, приходящие в хор и не владеющие французским и латинскими языками, легко вливаются в основной состав.

– Екатерина, вы руководите единственным «франкофонным» хором в городе. Как вообще возникла идея его создания?

– Я работаю с группами вокального ансамбля Образцового детского коллектива вокально-хоровой студии «На Фонтанке» Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Мы предоставляем возможность ребятам от 6 до 22 лет в разных форматах развивать свои вокальные данные абсолютно бесплатно. Программа включает в себя хоровые репетиции, занятия по вокальному ансамблю, сольфеджио и музыкальной грамоте, основам сольного пения. Однажды одна из учениц обратилась ко мне с предложением создать коллектив, который будет петь исключительно на французском языке. Честно говоря, я немного растерялась: с различными хоровыми составами я работаю уже больше тридцати лет, среди них были совсем небольшие, были, наоборот, огромные, профессиональные и любительские, были хоры – участники городских мероприятий. Дело в том, что в школьные годы иностранным языком, который я изучала, был английский. В студенчестве, как и многие хоровые дирижеры, я учила немецкий. Поэтому этот проект стал для меня абсолютной авантюрой.

Передо мной стояла задача создать именно французский хор, в программе которого будет любая музыка франкоязычных стран. Я решила, почему бы не попробовать? Задача была тем интереснее, что в репертуаре хоровых коллективов, с которыми мне приходилось работать до этого времени, произведений на французском языке почти не было из-за определенной сложности фонетики и чтения, и произношения. Для меня это оказалось замечательной возможностью расширить свою музыкальную компетентность, свой музыкальный мир, открыть что-то новое и поделиться этими с другими.

– Что стало главной движущей идеей хора?

– В основе существования коллектива сразу было заложено две основные идеи – любовь к французскому языку и желание петь и творить. Главным условием было, чтобы всем его участникам это дело приносило радость, чтобы у каждого было хорошо на душе. С этой идеей мы и живем до сих пор. У нас есть люди, которые все эти десять лет так и поют в хоре, можно сказать, что мы стали членами одной семьи. Французский хор Санкт-Петербурга начинался с компании единомышленников, которая за два месяца репетиций стала певческим коллективом. Уже после первого новогоднего выступления было принято решение называть себя именно хором, в котором на сегодняшний день занимаются около тридцати человек.

– То есть изначально идеей было создать хор, репертуар которого состоит полностью на французском языке?

– Когда-то при Французском институте, специальным курсом которого мы сейчас являемся, хор был. И идея его возрождения всегда витала где-то рядом. Люди, изучающие любой иностранный язык, прекрасно понимают, что практика необходима. Чем чаще ты используешь активную речь в процессе изучения языка, тем быстрее и легче он усваивается. При изучении языка пение всегда очень помогает. Во время пения ты не просто запоминаешь отдельные слова, но и целые фразы. Так, сам того не замечая, пополняешь словарный запас, улучшаешь произношение, артикуляцию.

– Возникают ли какие-либо сложности с тем, что у всех участников разный уровень владения языком, и, как правило, нет вокальной подготовки?

– Дело в том, что у меня изначально не было иллюзий, что все сразу будет гладко. Очевидно, что раз цель – улучшить или закрепить язык, то музыкальные навыки уходят на второй план. Я всегда готова к тому, что в хор приходят люди без музыкальной подготовки, без вокальных и тем более хоровых навыков, без знания сольфеджио, музыкальной грамоты. Зато любят петь. Интересно бывает, когда человек, отчаявшись найти хоровой коллектив по сердцу, готов петь хоть на французском языке, главное – петь. Для меня как руководителя куда большую проблему представляют ситуации, когда, прозанимавшись в коллективе семестр, два, даже три, человек принимает решение прекратить занятия. Это жизнь, так случается. Я уважаю и такой выбор, благодарю мысленно всех, кто был с нами в эти годы и все равно оставил в хоре частичку своей души. Кстати сказать, зачастую люди, даже пропустив несколько семестров, все-таки возвращаются в коллектив.

– В чем состоит ваша главная задача как руководителя хора?

- Я прекрасно понимаю, что работаю с любителями. Это одна репетиция в неделю, потому что у людей есть свои дела – основная работа, семьи и так далее. Поэтому я должна четко понимать, чего я вправе ожидать от его участников, а чего нет. Знаю точно одно: кроме всего прочего, люди приходят петь ради радости и удовольствия. Формат именно любительского коллектива позволяет существовать в подобной парадигме. Репетиции хора – комплексные занятия, которые включают в себя работу над французской фонетикой, правильной артикуляцией, переводами текстов произведений и формирование вокально-хоровых навыков, изучение основ нотной грамоты, беседы о французской музыке и культуре.

Как дирижер Французского хора я ставлю перед собой и решаю те же самые задачи, что и дирижер любого хорового коллектива: мы работаем над укреплением дыхательной системы, развитием голосового аппарата, формированием вокально-хоровых навыков. Наш хор – открытый проект, то есть к нам в коллектив, условно говоря, можно прийти в любой момент. Моя работа в том числе состоит и в том, чтобы гармонично включить нового человека в уже существующий состав. Поэтому есть много нюансов.

– Расскажите подробнее о составе хора на сегодняшний день.

– В настоящее время Французский хор Санкт-Петербурга – это женский однородный хор. Так сложилось исторически. Если к нам придут несколько мужчин, мы с радостью станем смешанным составом, и я, конечно, приложу все усилия для того, чтобы подобрать соответствующий репертуар и адаптировать то, что уже выучено, под новую звучность.

– К слову, о репертуаре...

– На сегодняшний день в репертуаре хора народные песни Франции, духовная музыка, классические произведения различных эпох, современные песни. Например, мы исполняем самые простые каноны, которые иной раз поют даже дети в музыкальных школах. Казалось бы, это просто, но на деле оказывается, что для людей, никогда не занимавшихся музыкой, это тоже представляет определенную сложность.

Мы не можем пройти мимо партитуры известного произведения с некой «изюминкой». Скажем, французский национальный гимн «Марсельезу» мы поем и в классическом звучании, и в обработке для однородного состава замечательного венгерского композитора Золтана Кодаи. Или самую, вероятно, известную французскую песенку «Братец Яков» на наших концертах можно услышать как хоровую партитуру современного финского композитора Йормы Панулы. Конечно, в репертуаре хора есть такие известные номера, как «Хор работниц табачной фабрики» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе или Баркарола из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Представляете, как здорово чувствовать себя причастным к исполнению подобных шедевров? Очень часто наши выступления заканчиваются одной из самых, наверное, популярных в России французских песен «Les Champs-Elysees» Джо Дассена.

– По какому принципу отбирается репертуар для хора?

– Я должна понимать, что этот материал нам подходит по уровню сложности, по существующим в нем учебным, вокальным, техническим и творческим задачам, которые неизбежно нужно будет решать. Каждое произведение я проверяю своим опытом, внутренним чутьем – годится оно или нет для нашего коллектива. Кроме того, для каждого произведения – свое время. Очень точно нужно рассчитывать и тот момент, когда та или иная композиция будет актуальна, когда и где она сможет прозвучать. Будь то те же рождественские праздники – для них есть свой репертуар, свои песни. То же самое касается любого другого праздника, повода, проекта.

– Что еще, помимо очевидных плюсов, занятия в хоре дарит его участникам?

– Хоровые репетиции всегда учат хористов находиться «здесь и сейчас». Важно, чтобы на репетиции люди полностью отключились от внешнего мира с его тревогами и проблемами и сконцентрировались на том, что будет происходить с ними в ближайшие два с половиной часа. Получается такая сакральная внутренняя работа, особенно в первые 40-50 минут занятия. Они всегда посвящены дыхательной и артикуляционной гимнастике, разогреву голосового аппарата, распевке. Поэтому я каждый раз переживаю, если девушки опаздывают, ведь распевка – очень важная часть любой хоровой репетиции. Нужно обязательно подготовить, разогреть организм. Неподготовленному человеку всегда сложно вступать в любой процесс. Как, например, спортсмены, которые всегда выполняют определенную разминку перед соревнованиями.

– Можно сказать, что пение – это прекрасный способ заботы о своем организме и здоровье в целом?

– Конечно. В первую очередь это обогащение организма кислородом. Когда во время пения хористы вдруг начинают зевать, я только искренне радуюсь: значит, в организме усиливается процесс кровообращения, и все идет как положено. Во время пения у человека укрепляется все тело, что уж говорить об органах дыхания и голосовом аппарате. В нашем организме есть мышцы, которые никакими иными способами, кроме как активным дыхательным процессом, не привести в работу, не «расшевелить». Кроме того, репетируя, работая над дикцией, мы прорабатываем мышцы лица. В нашу программу включен модный сегодня в фитнес-центрах курс «Faceform» (смеется). Очень важно, чтобы в конце концов человек научился петь свободно, расслабленно. Дело в том, что во время пения также часто можно наблюдать и выявлять зажимы, существующие в теле. Отчасти мы прорабатываем и этот момент.

– Запланированы ли выступления Французского хора на ближайшее время?

– Я постоянно ищу мероприятия, на которых нам было бы интересно выступить, где мы были бы «в формате». Всегда откликаюсь на интересные приглашения. В ближайшее время, 8 января, мы выступаем в Петербурге с рождественской программой в рамках проекта «Хоровые сезоны на Витебском». Кроме того, очень хотим принять участие в межконфессиональном хоровом фестивале духовной музыки «Лики», который будет проходить в Петербурге с 18 по 25 января 2023 года. Проводит его Ассоциация дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона. Также думаем о том, чтобы весной поехать в Ярославль на хоровой фестиваль любительских коллективов «Веснушка». Это очень интересный, необычный формат хорового соревнования: несколько дней на разных площадках Ярославля идут хоровые концерты коллективов со всей России, а главный приз получает хор, лучше всех исполнивший юмористическое музыкальное произведение. В любом случае впереди нас ждет еще праздничный юбилейный концерт и много новых музыкальных открытий!

Закрыть