Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Международный день кино режиссер Алексей Учитель подвел итоги уходящего года и рассказал о планах

По мнению народного артиста России, Международный день кино, который ежегодно отмечается 28 декабря, – это праздник кинематографа и всех любителей этого вида искусства
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Себя Алексей Учитель видит сразу в нескольких ипостасях и называет «многоликим человеком». Он не только режиссер, продюсер, руководитель студии «Рок» и режиссерской мастерской во ВГИКе, но еще и президент международного фестиваля «Послание к человеку», который ежегодно проходит в Петербурге. Поэтому, по признанию самого Алексея Учителя, ему приходится смотреть много самых разных картин. Это помогает следить за тенденциями в кинопроизводстве и успешнее конкурировать с другими коллегами.

Сейчас на студии «Рок» идет работа сразу над несколькими проектами. Один из них по сценарию автора «Особенностей национальной охоты» Александра Рогожкина называется «Волонтер». Он рассказывает об одиссее иностранца по русской больнице, где медучреждение – это проекция России.

«Головным» проектом Алексей Учитель называет игровой фильм «Летучий корабль», который он намерен выпустить к следующему Новому году. «Это сказка с уникальным набором актеров. Это наша надежда в прокате», – комментирует он.

Но самое главное для режиссера – это предстоящие съемки ленты о Дмитрии Шостаковиче, к которым он готовился два года. Это будет не биографическая лента, а некая притчевая история, в которой попытаются разобраться, как в композиторе уживался страх перед властью и великая музыка. К съемкам картины по сценарию Александра Терехова (он написал сценарии к фильмам «Матильда» и «Дылда») режиссер намерен приступить в конце весны.

«О Шостаковиче не создано ни одной игровой ленты. Я хорошо понимаю масштаб личности композитора, поэтому, приступая к картине, чувствую особую ответственность. Это мощная история с огромным количеством поворотов», – сказал режиссер.

Кто будет исполнять роль великого композитора, он раскрывать не стал, хотя несколько кандидатур на примете у него есть.

«Для меня всегда проблема собрать актеров. Важно создать такой ансамбль, чтобы они понимали друг друга», – отметил режиссер.

Обоюдное самопознание

К подбору актеров Алексей Учитель походит очень внимательно. Актерских проб, которые он называет «мучительными», режиссер не любит. И предпочитает просто побеседовать с претендентом на ту или иную роль: «От ошибок никто не застрахован, в этом парадокс кинематографа». Он считает, что в этом вопросе надо идти до конца. И, если актер не справляется, менять его. «Я максималист», – заявил Алексей Учитель.
Работать он предпочитает с известными артистами. Но хочет их видеть в тех ролях, которые до этого им играть не приходилось. «Иначе не интересно», – сказал режиссер.

Как руководителю режиссерской мастерской во ВГИКе Учителю приходится иметь дело с огромным числом абитуриентов. Только после отборочного тура к нему на экзамены приходит более трехсот человек, большинство (80%) девушки. «Притом что это профессия нервная, тяжелая эмоционально и физически и порой подразумевающая отказ от личной жизни», – удивляется режиссер.

Он не считает, что 17-18-летние абитуриенты не могут претендовать на звание студента. «Мне интересна их жизнь, это обоюдное самопознание», – объясняет он. И хотя предпочитает людей с жизненным опытом, берет на свой курс и совсем юных.

Например, именно он открыл для кино Ирину Пегову, Евгения Цыганова, Елену Лядову. Свои первые роли они сыграли как раз в его фильмах.
Он вспоминает, что Ирина Пегова так поразила его в дипломном спектакле, что после этого он, не колеблясь, пригласил ее на главную роль в фильм «Прогулка».

«Когда актер приходит знакомиться, первое, что я спрашиваю, играет ли он в театре? Если нет – для меня это табу», – режет режиссёр. И объясняет, что в кино актер может появиться на экране всего на несколько минут. А в театре он на сцене – весь вечер.

Востребованы зрителями

К будущему кинематографа режиссер относится оптимистично. Он признает, что в ковид кинотеатры потеряли большое количество зрителей, которые до сих пор в полной мере не восстановили свою привычку ходить в кино.

Сказывается и появление многочисленных платформ, которые и снимают, и показывают картины, что тоже влияет на отток публики.

Алексей Учитель уверен, у зрителя должен быть выбор, что ему смотреть – анимацию, российское, китайское или голливудское кино. Но при этом не стоит забывать и об отечественных лентах. Тем более что в последнее время появляется немало интересных и масштабных российских фильмов и сериалов, которые востребованы зрителями.

Это, например, «Холоп», «Конек-Горбунок», «которые посмотрели, наверное, все». А также «Сердце Пармы» или «Надвое», где сыграли «два потрясающих актера – Александр Петров и Данила Козловский, которых еще надо было убедить сыграть вместе».

«Мы должны сделать все, чтобы у нашего зрителя появился интерес к российскому кино», – подытожил Алексей Учитель.