Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Кирилл Поляков: «Наступило время возможностей»

Вице-губернатор Кирилл Поляков в интервью «Петербургскому дневнику» подвел итоги 2022 года для транспорта и промышленности. А также рассказал о планах и ожиданиях на следующий год
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Кирилл Валентинович, год заканчивается. Можно ли с полной уверенностью говорить, что переход на новую модель транспортного обслуживания в Петербурге состоялся?

– Внедрение новой модели транспортного обслуживания пассажиров – один из этапов масштабной работы, которую правительство Петербурга ведет по развитию транспортного комплекса города. Мы поэтапно отказались от морально устаревших и небезопасных маршруток. Они были заменены на современные комфортабельные и экологичные автобусы.

Какие задачи были основными? Распространение льгот на все виды транспорта, доступность наземного транспорта для всех категорий пассажиров, бесконтактная оплата, новые льготные тарифы, отказ от остановок по требованию, предсказуемость работы автобусов, усиление контроля над водителями.

И все эти задачи достигнуты. Поэтому сегодня можно с полной уверенностью сказать, что переход на новую модель транспортного обслуживания состоялся.

– Инновация в оплате – это пересадочный тариф. Насколько он оказался востребован?

– Пересадочный тариф «60 минут» автоматически активируется, если пассажир в течение часа совершает несколько поездок по карте «Подорожник» на наземном общественном транспорте. Стоимость первой поездки по нему – 40 рублей, вторая обойдется в 10 рублей, а третья и последующая поездки – бесплатны. Всего с апреля, когда тариф появился, по ноябрь текущего года петербуржцы совершили более 37 миллионов поездок по пересадочному тарифу. Это почти четверть – 22,5 процента – от общего количества пользователей единого электронного билета на карте «Подорожник». Глядя на эти цифры, думаю, можно с уверенностью сказать, что введение тарифа оправдало ожидания – он сегодня весьма востребован у пассажиров.

– Еще одно нововведение – бескондукторная оплата. Много ли безбилетников в Петербурге?

– С момента запуска новой модели контролеры проверили более семи миллионов пассажиров на 350 маршрутах. На безбилетников оформлено порядка 30 тысяч актов. При этом доля безбилетников на сегодняшний день – не более 7 процентов. Это говорит о высокой платежной дисциплине жителей и гостей Северной столицы.

– В составе транспортной реформы также и расширение зон платных парковок. Видны ли здесь результаты?

– Свою эффективность зона платной парковки показала на примере Центрального района. По результатам мониторинга, там в два раза сократилось время прибытия экстренных служб, на четверть снизилось число ДТП, на 20 процентов – количество нарушений правил парковки. При этом в три раза увеличилась оборачиваемость парковочных мест: сейчас одно парковочное место используется не менее чем тремя-четырьмя автомобилями за день.

В 2016 году мы считали, что запуск платных парковок приведет к снижению поездок в центр с трудовыми целями на 15-20 процентов от общего числа. И пока идем по плану. Сейчас на 15 процентов уменьшилось количество прибывающего в центр личного транспорта. При этом средняя скорость движения для общественного транспорта на улицах с платными парковками выросла на 20 процентов, а для личного – в светлое время суток на 7-9 процентов (это данные прошедшего ноября). Кроме того, если сравнивать с ноябрем 2019 года, продолжительность вечернего часа пик сократилась на 30-45 минут.

– Планы на платную парковку в Петроградском и Василеостровском районах в следующем году остаются в силе?

– Да, все в силе. В июле 2023 года планируем расширение зоны платной парковки на территории Петроградского района. Там будет 10 691 машино-место. А в четвертом квартале 2023 года – на территории Василеостровского района, это 19 276 машино-мест. И на Крестовском острове – 1410 машино-мест.

Таким образом, в зону платной парковки войдут еще около 31 377 парковочных мест на 306 улицах.

– Сколько принесли в бюджет автовладельцы, которые оставляют машины в зонах платных парковок?

– Доходы в бюджет от эксплуатации зоны платной парковки в этом году составили 857 миллионов рублей. Это в четыре раза больше, чем за весь прошлый год! Тогда было 202 миллиона рублей, а в 2020-м – 74 миллиона рублей. Я не зря начал свой ответ на вопрос со слов «доходы в бюджет», так как все средства, которые мы получаем от платной парковки направляются в городскую казну. Это важно, и люди должны тоже это понимать. Потому что впоследствии эти деньги могут пойти на строительство социальных объектов, благоустройство, развитие дорожной инфраструктуры и т. д.

 Это не считая штрафов?

– Да. Штрафов в этом году выписали больше 365 тысяч – на сумму более одного миллиарда рублей. В 2021 году было более 105 тысяч постановлений на сумму около 315 миллионов рублей. Все поступившие средства в полном объеме направлены в городской бюджет.

– Кроме транспорта, вы курируете еще один важный блок – промышленность. Как петербургская промышленность пережила 2022 год?

– Будет в плюсе к году предыдущему. Мы это видим уже на сегодняшний день по данным статистики. Думаю, что индекс промышленного производства прирастет более чем на 4 процента к 2021 году.

– Какие отрасли промышленности в Петербурге оказались наиболее устойчивыми в этом непростом году?

– Большинство отраслей показали рост, хотя год внес свои коррективы в деятельность предприятий. Среди отраслей высокотехнологичного сектора отмечен высокий рост индекса промышленного производства в изготовлении лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях: 20,1 процента к тому же периоду прошлого года. Выросло на 20,6 процента и производство пищевых продуктов в городе. В два раза больше стало производиться одежды, на 38,6 процента – текстиля, на 27,9 процента – мебели. Растет и металлургия, машиностроение.

Вклад промышленного комплекса в доходах бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим – 44,9 процента. Это данные Управления Федеральной налоговой службы России по Петербургу за январь-октябрь 2022 года.

– Город поддерживает промышленность?

– Правительство города приняло целый комплекс мер поддержки для бесперебойной работы предприятий. В Петербурге работает механизм регионального инвестиционного проекта, приняты необходимые решения по развитию особых экономических и производственных зон, промышленных парков и технопарков, докапитализирован Фонд развития промышленности, он же будет докапитализирован еще на 2 миллиарда рублей. Также существенно увеличен объем выдаваемых займов, увеличено бюджетное финансирование в рамках госпрограмм.

Есть и финансовая поддержка промышленности с возмещением части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, повышением энергоэффективности, повышением квалификации кадров.

Достаточно значимой мерой поддержки для фармацевтической отрасли стал принятый механизм заключения офсетного контракта. Также планируем поддержать компании, вкладывающие средства в НИОКР, компенсировать часть затрат в виде субсидий. Для строительства новых и расширения действующих предприятий Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга запустил программу «Промышленная ипотека» с займами до 500 миллионов рублей.

Правительство города находится в постоянном диалоге с руководителями промышленных предприятий и профильными сообществами, в режиме реального времени ведет работу по актуализации существующих и вводу новых механизмов поддержки промышленных предприятий.

– Как сегодня справляется программа импортозамещения?

– Еще с 2014 года целый ряд предприятий начали реализовывать свои программы по производству в Петербурге импортозамещающей продукции, которая ранее закупалась у иностранных поставщиков. Речь идет не только о, скажем, пищевой промышленности, у которой есть очевидный рынок сбыта и легко прогнозируется цепочка поставок. Предприятия высокотехнологичных отраслей также осуществили инвестиции в запуск новых производственных линий.

Объемы производства существенно увеличили фармпроизводители. С 2015 года в нашем городе открылось несколько отечественных производств, при этом иностранные компании под давлением ответных санкций также приняли решение локализовать производство. Последние несколько лет отрасль в Петербурге демонстрирует прирост на уровне 15-20 процентов в год.

– Какие новые отрасли промышленности хотели бы видеть в городе?

– Петербург – это исторически промышленный город, обладающий уникальными компетенциями как в традиционных отраслях промышленности, таких как судостроение, машиностроение, в том числе энергетическое, а также создание продукции для ОПК, так и относительно новых для города направлениях – фармацевтика, медицинская техника, автопром, несмотря на сложности в отрасли.

При этом город всегда открыт для инноваций и инвестиций. На наш взгляд, наиболее перспективное направление – это микроэлектроника и радиоэлектроника, создание наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем локализации, в том числе компонентной базы.

– Есть ли интерес у инвесторов из дружественных стран к инвестициям в промышленность Петербурга?

– В части взаимодействия с дружественными направлениями для привлечения инвестиций в экономику города работа и не прекращалась. Проводятся встречи с китайскими, индийскими коллегами по различным направлениям развития промышленности. Ведется регулярная работа по обмену опытом и поиску взаимовыгодных проектов с нашими партнерами из стран СНГ. В частности, прорабатывается ряд проектов с белорусскими коллегами по созданию предприятий по производству коммунальной техники и другим направлениям.

– Что ждать промышленности от 2023 года?

– Сейчас время возможностей. Российская промышленность, мы видим, решительно отвечает на экономические вызовы времени. И, несмотря на сложную международную ситуацию, предприятия нашего города продолжают инвестиционные программы, вкладывают существенные средства в расширение номенклатуры товаров. Я искренне благодарен каждому, кто внес свой вклад в развитие петербургской промышленности и транспортного комплекса. У всех нас есть общая мечта – жить в процветающем городе, комфортном для жизни и для работы. И эту мечту мы весь уходящий год приближали своими делами. Многое удалось. И сегодня мы с уверенностью смотрим в будущее. Поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством. Желаю крепкого здоровья и реализации самых амбициозных планов.