История игрушек: как в России появилась традиция наряжать елку
Для многих из нас эта традиция связана с детскими воспоминаниями. Одни бережно хранят в коробочках с ватой старые семейные игрушки, передающиеся из поколения в поколение, а другие предпочитают современные изделия, менее хрупкие и более доступные. В мире коллекционеров в декабре тоже царит оживление, ведь перед праздником многие люди продают старые игрушки за ненадобностью, что позволяет находить редкие экземпляры.
Многие из нас наверняка слышали о том, что некоторые игрушки, изготовленные в СССР, являются редкими и высоко ценятся у коллекционеров. И в список редкостей входят в том числе и ленинградские игрушки. Но, конечно, далеко не все, так как ценность игрушки зависит от серии, тиража, производителя, состояния и сохранности.
Но прежде чем поговорить о советских игрушках, стоит вспомнить о том, как вообще в Россию пришла традиция украшения елок.
Известно, что еще со времен Петра I, который и ввел в России празднование Нового года, дома и трактиры украшались хвойными ветвями. Но классическая традиция богато наряжать рождественскую елку, родившаяся в Германии, укрепилась в России только в XIX веке. Так что истоки нашего праздничного ритуала европейские. Кстати, именно в Германии, которая являлась лидером по производству игрушек, появился так называемый дрезденский картонаж, то есть игрушки из рельефного картона, которые были очень популярны в России. А первая общегородская русская елка, украшенная разноцветными бумажными лоскутами, была установлена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерининского вокзала.
Увы, поначалу украсить елку могли позволить себе не все, так как привозные (в основном, немецкие) игрушки и свечи были дорогими. В XIX веке елки богатые люди украшали даже ювелирными изделиями, также в ход шли сладости, орехи и лоскуты. Постепенно игрушки стали доступнее: в дамских и детских журналах помещались схемы и выкройки для самодельных игрушек, которые заказывали по почте и склеивали самостоятельно.
На рубеже XIX-ХХ веков на елках обязательно присутствовали евангельские символы (агнцы, голуби) и Вифлеемская звезда на макушке, а также яблоки и пряники различных форм, свечи. Торговые дома изготавливали игрушки из воска, папье-маше, картона, а также продавали недорогих плоских бумажных куколок. Игрушки из стекла были как привозные, так и отечественные – делали их стеклодувы из Клинского уезда, где зародился этот промысел. Таким образом, к 1917 году не было дефицита в игрушках на любой вкус и кошелек.
Открытка «С Рождеством Христовым!», начало ХХ века
В советское время началась новая глава в истории елочной игрушки. Рождественские мотивы, конечно, заменили на новогодние. Вифлеемская звезда превратилась в пятиконечную коммунистическую, да и вообще на некоторое время праздник запретили. Вновь разрешили советским гражданам отмечать его только в 1935 году.
Открытка «Новогодняя елка», 1966 год
Игрушки теперь отражали различные культурные, политические и научные события и, что не удивительно, являлись средствами пропаганды. Дружба народов, достижения в космонавтике, агрономии, юбилеи – все это и многое другое теперь воплощалось в игрушках. Хотя стоит отметить, что ранние довоенные игрушки из ваты и папье-маше были и вполне нейтральными, даже несколько «буржуазными»: балерины, дети в карнавальных костюмах, милые зверюшки... После выхода фильма «Цирк» с Любовью Орловой в 1936 году, конечно, стала популярна цирковая тематика.
В послевоенное время активно выпускались стеклянные игрушки по мотивами сказок «Доктор Айболит», «Чиполлино», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» и других. Особенным успехом пользовались персонажи произведений А.С. Пушкина. Эти игрушки, чаще всего на прищепках, были расписаны вручную. Игрушки из ваты упростились, в основном это были фрукты и овощи. А массовые стеклянные игрушки представляли собой шары, часы, домики, шишки, сосульки, фрукты, ягоды, овощи…
Всего в Ленинграде до войны работало более 20 предприятий, выпускавших игрушки как на постоянной основе, так и сезонно.
Одной из крупнейших была артель «Изокульт», производившая игрушки из стекла и ваты. Ватные игрушки изготавливались на проволочных каркасах и покрывались крахмальным клейстером со слюдой. Личики делали из папье-маше, иногда из канифоли или бумаги, а раскрашивали вручную. Несмотря на легкость и внешнюю хрупкость, многие из них дошли до наших дней в прекрасном состоянии. Ранние игрушки – это и барышни, и балерины, и дети в карнавальных костюмах, и забавные зверюшки. Конечно, были и более идеологически окрашенные, такие как пионеры, полярники и красноармейцы. Также ватные игрушки делала артель «Промигрушка».
Игрушка «Кошка-повариха», артель «Промигрушка», 1930-1940-е гг.
Артель «Промполиграф», как следует из названия, специализировалась на плоских картонных игрушках: это и сказочные животные, и клоуны, и знаменитый «Скотный двор». В целом, картонные игрушки были простыми в производстве, недорогими и, конечно, более практичными.
Игрушки картонные. СССР, 1950-1970-е гг.
Реже встречаются изделия артели «Культпром» (игрушки из ваты) и артели имени Рубена (игрушки из ваты и стекла), в дальнейшем преобразованной в знаменитую «Ленигрушку».
Многие производства занимались, в основном, не игрушками, но выпускали и их к Новому году: «Зеркальная фабрика», завод «Дружная горка», промкомбинат Смольнинского района, завод «Севкабель» (игрушки из медной проволоки).
После войны наиболее успешно вела работу артель «Культигрушка», в период 1950-1960-х годов создававшая игрушки, отличавшиеся яркостью и характерностью образов.
Игрушка «Гриб», артель «Культигрушка», 1950-1960-е гг.
Прежде всего, это серия «Чиполлино», куда входили 22 игрушки, а также «Балда», «Баба-яга», «Три поросенка». Примечательно, что в сериях не все игрушки являются редкими и дорогими, ведь многие довыпускались отдельно. Так, не все персонажи серии «Чиполлино» стоят одинаково: к примеру, «Барон Апельсин» встречается куда реже, чем «Земляничка», и стоит ощутимо дороже.