Яндекс.Метрика
  • Юлия Асланова

Экспонат

«Петербургский дневник» и писательская Академия Антона Чижа представляют новый рассказ в рамках рубрики «Детектив по пятницам»
Фото: Татьяна Беличенко/ «Петербургский дневник»

Костя бежал по Невскому уже не прячась. Время близилось к полночи, народа на проспекте не было, и темная фигура впереди хорошо просматривалась. Падал снег – первый в этом декабре, но стажер Рогов его не замечал, сосредоточившись на подозреваемом.

Он следил за ним уже неделю, каждый вечер дежуря у служебного выхода Эрмитажа. После звонка пожилой хранительницы Зинаиды Васильевны Бусовой и ее слов, что из запасников выносят мелкие экспонаты, Костя сам вызвался на это дело. Правда, в ходе расследования оказалось, что не все экспонаты пропали, часть нашли в другой системе учета.

– Возможно, Зинаида Васильевна забыла, куда положила остальные, – предположил второй хранитель запасника. И так он это сказал…что сразу Косте не понравился.

Виктор Сергеевич Пыльев сорока двух лет, оказался работником опытным. По образованию историк, уже лет двадцать он крутился в сфере прошлого. Правда, привлекали его исключительно складские помещения и архивы музеев и библиотек.

Опросив бывших работодателей, Костя обнаружил, что кое-где, бывало, пропадали книги и документы, но повесить это на сотрудника Пыльева ни у кого и мысли не возникало. Тот устраивался и увольнялся, пропажу обнаруживали позже – так что и сменивший его сотрудник вполне мог быть нечист на руку. А поскольку пропавшие документы особой ценности не имели, то заморачиваться с судами никто не хотел.

А вот Зинаида Васильевна решилась – потому что всю жизнь посвятила музеям, и самый крохотный гвоздь петровских времен считала ценным и важным экспонатом.

– Стыдно-то как, я ж сама ему ключ давала от хранилища. То он шкаф забывал закрыть, то вещь на место положить. А мне ходить-то тяжело, я даю, он сбегает, все сделает и вернет тут же. Еще и до дома меня провожал, с племянником моим общался. А сам-то.

Как выяснил Костя, чтобы открыть хранилище, нужны два ключа. У каждого из хранителей было по одному. Так что в помещении всегда должны находиться два человека. Но ситуации бывают разные.

– Вот что мы сделаем, – придумал Костя. – Я буду дежурить каждый вечер у выхода. Когда Виктор Сергеевич снова попросит ключ, вы дайте, но мне обязательно позвоните. Я за ним прослежу и поймаю с поличным.

Вроде бы договорились, но что-то пошло не так. Во-первых, старушка позвонила, но сразу ойкнула и отключилась, оставив стажера-следователя гадать о ее судьбе. Во-вторых, Костя чуть не упустил Пыльева. Тот вышел через служебный вход, но в другой одежде – широкое пальто, меховая шапка. Только по тому, как мужчина прятал что-то под полой, Костя понял, что перед ним подозреваемый. И побежал, вызвав по дороге подмогу.

– Свернул на Малую Садовую, – передал Костя, заметив, как темное пальто мелькнуло и ушло вправо.

– Будем через пару минут. Снег валит, не видно ни черта, – глухо отозвались в рации.

Костя поднажал. Высокий, худой, он даже не устал и в любой другой ситуации догнал бы подозреваемого сам. Но из-за снега и подмороженных улиц сильно разгоняться было опасно.

Свернув на Малую Садовую, Костя по инерции пробежал еще несколько шагов, прежде чем затормозить. Пыльев лежал на земле, под стеной Елисеевского магазина, широко раскинув руки, словно огромная птица. Полы темного пальто напоминали поломанные крылья. Глаза были открыты и смотрели вверх, в небо – откуда падали, кружась, крупные снежинки.

– Ну ты даешь. Подозреваемый мертв, свидетель в больнице, неизвестный экспонат пропал. Просто мистика какая-то, – старший следователь Прянчин уставился на Костю своими голубыми чуть навыкате глазами. Пухлые щеки с розовыми прожилками купероза неодобрительно подрагивали.

– У меня есть зацепки, – сказал Костя, стараясь, чтобы голос звучал твердо. – Опрошу племянника и проверю квартиру подозреваемого. Дайте мне три дня.

– Два, – хамовато заявил следователь. – Новый год на носу, стажер, ускоряйся. Еще раз, что там точно произошло?

Костя нахмурился и начал.

– Со слов Зинаиды Васильевны Пыльев попросил у нее ключ, как только они вышли из хранилища. Она отдала, но уходить не стала, позвонила мне…а потом решила подсмотреть.

– Ой, ну Мисс Марпл просто, итить-колотить.

Костя сжал губы. Шутки старшего следователя он не любил.

– Но Пыльев ее заметил и стукнул по голове, – продолжил он. – Потом убежал.

–  А че за хранилище? Золотой запас Эрмитажа?

– Нет, Египетский отдел, – сверился Костя по записям.

– Мумий считали, что ли? – снова хохотнул Прянчин. – Подарок нам к Новому году. Проклятье фараона.

– Нет, он небольшое вынес, – замотал головой Костя. – Сантиметров тридцать пять. Папирус, может.

– Папирус, Анубис, все одно. Ладно, продолжай.

– Удар по голове сзади, рядом с телом доска. Там стена Елисеевского в лесах – ремонтируют что-то, доску оттуда отодрали. Или, возможно, Пыльев отбивался от кого-то. Но его убили и экспонат забрали.

– Ясно. Родные есть?

– Нет. Зато по племяннику Зинаиды Бусовой кое-какая информация – тридцать лет, работает в художественной галерее, занимается организацией выставок.

– То есть вполне может слить украденный товар, – кивнул следователь.

– По нашим базам он чист.

– Нет такого понятия чист, есть «не поймали». Проверяй, стажер.

– Виталий Сологуб? Это из полиции по поводу нападения на вашу тетю, Зинаиду Бусову. Нужно задать вам несколько вопросов, – Костя стоял на улице перед домофоном, стараясь четко проговаривать каждое слово. Сделать это было трудно, потому что губы на холоде свело. Как это бывает, к первому снегу вдарили первые морозы.

– Но я же там не был. Почему мне? – взволнованно прозвучал голос Виталия.

– Такой протокол, – сурово заявил Костя.

И злорадно добавил:

– Можем вызвать в участок.

– Нет-нет, – прозвучал быстрый ответ. Домофон зажужжал.

Квартира у Виталий Сологуба оказалась крутая. Четыре комнаты, огромная прихожая. На стенах разные картины, в углах неприличные фигурки божеств и идолов. Из Египта, правда, ничего не было.


– Что вы хотели узнать? – ерзая в кресле, уточнил Виталий и положил руки на подлокотники. А потом снова убрал.

«Нервничает, – подумал Костя. – Вот и пусть»

– Ваша тетя много рассказывала про своего коллегу Виктора Пыльева…и вас.

На этих словах Виталий запаниковал.


– Про меня? А что такого… про меня?

– Разберемся, – важно поднял палец вверх Костя. – Что вы знаете о Викторе Пыльеве?

– Да ничего я не знаю. Коллега теткин, приходил как-то. Умный, много знает по истории, Египтом увлекается…кался.

– Куда приходил? – уточнил Костя. Виталий запаниковал.

– Ну куда. Сюда. Предлагал свои услуги, хотел работу поменять, – словно нащупав правильный ответ, он сразу оживился. – Да, хотел тоже в искусство. Я же в галереях работаю. Но у меня никаких позиций не оказалось. Да.

Костя выдержал паузу. Но дожать не удалось, потому что по комнате пронеслась красивая музыкальная трель.

– Это мой. Телефон, – вскочил Виталий и вытащил из кармана блестящий смартфон. На экране глазастый Костя разглядел надпись «Хеопс».

– Здрав… Не знаю. Я же не…Да, я все понимаю, – зашептал Виталий. – Сразу позвоню. Да, да, конечно.

Звонок завершился, и он снова сел в кресло. Точнее, упал, бледный и напряженный. Глядя на него, и дурак бы понял – парень чего-то боится. У Кости в голове заметались версии, но тут Виталий Сологуб вдруг спросил:

– А известно, что пропало? Тетя Зина сказала, что пропал экспонат.

И с робкой надеждой посмотрел на следователя.


– Пока неизвестно, – сдержанно ответил Костя. – Скоро будут готовы списки экспонатов, их сверят с имеющимися в запасниках, и тогда все будет ясно.
Виталий грустно закивал. У Кости мелькнула мысль:

– Правда, у нас еще локер в музее не осмотрен. Ключ мы не нашли, будем взламывать, на это разрешение нужно.

Костя понизил голос до секретно-доверительного.

– Говорят, у него там планшет хранится с записями – хвастался, что какие-то исторические наброски и заказы для важных клиентов. Может, как раз список пропавших экспонатов найдем.

Виталий заметно приободрился.

– Локер? В Эрмитаже?

– Ну да. Причем в кабинете, где они с вашей тетей работали. Завтра с утра, надеюсь, все получим и узнаем.

Костя попрощался и ушел. По пути в Эрмитаж на Большой Конюшенной купил пять пышек и кофе. Нужно было подкрепиться перед дежурством в кабинете, а заодно и отпраздновать поимку преступника. В том, что преступник обязательно появится, он не сомневался.

Так и вышло. Правда к этому моменту Костя уже снова был голоден. Виталий не торопился, пришел почти к самому закрытию – видно, ездил к тетке за ключом от кабинета. Проскользнув внутрь, он на цыпочках пробрался к единственному в помещении шкафу. Осмотрел его, потом достал из стола металлическую линейку и ловко поддел дверь.

– Ну что, планшет на месте? – поинтересовался Костя, вылезая из-под стола.

– А! Что? – охнул Виталий и замахнулся на следователя линейкой. Но сразу же получил тычок в живот и осел у стены.

– Что вам передал Пыльев? За что вы его убили? – наклонился над ним Костя.

– Я не убивал, – завопил парень. – Он мне должен был передать экспонат.

–  Какой?

– Не знаю. Он выделываться стал, шутить. Сказал подойти на Малую Садовую утром. Мол, мне понравится. Елисеев и тот бы счастлив был. Гад! Что мне теперь клиенту говорить?!

Виталий совсем раскис и рыдал, отказываясь вставать и ехать в участок. Только с помощью двух других полицейских удалось погрузить его в машину и увезти.

Костя стоял на Малой Садовой. Списки ушли в сверку, но время утекало, а с ним и вероятность найти экспонат.


– Елисеев был бы не против.

Наверное, имелся в виду купец Елисеев, открывший магазин на углу, у стен которого и погиб Пыльев.

Подойдя к магазину, Костя осмотрел сначала витрину, потом угол и стену, где все еще стояли неубранные леса. Взгляд его скользнул дальше по улице.

– Елисеев.

Что-то мелькнуло в памяти. Монотонный голос экскурсовода.

– Елисеев…Елисей. Коты на Малой Садовой. Василиса и Елисей.

Костя быстро нашел глазами золотую Василису, потом перевел взгляд на стену напротив. Фигурку занесло снегом, так что видны были одни уши. Недолго думая, Костя полез по лесам наверх. Дотянулся одной рукой, смахнул снег с головы кота – и уставился на гладкий полированный камень.

– Нашел! – радостно дернулся он вперед. Нога соскользнула, и Костя чуть не свалился, пытаясь нащупать рукой доску, которой не было. Видно, именно за нее, плохо закрепленную, и схватился несчастный Пыльев, когда пристроил украденную статуэтку.

– Слезай, хулиган, – послышался внизу старческий голос. – Полицию вызову.

– Вызывайте, – выдохнул Костя радостно. – Дело раскрыто.

Выписка: «При сверке в музее был выявлен неизвестный экспонат – черный кот. По просьбе следователя К. Рогова кот (Елисей) возвращен на свое историческое место (ул. М.Садовая, СПб)»

Об авторе:


Юлия Асланова – сценарист и писатель в жанрах подростковой и детективной фантастики. Родилась и почти всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге, который ее очень вдохновляет на сюжеты. Помимо писательской деятельности интересуется танцами, походами и чтением хорошей литературы. В данный момент живет в Калифорнии.

Также в рамках проекта «Петербургского дневника» и писательской Академии Антона Чижа «Детектив по пятницам» вышли рассказы «Загадки города» Татьяны Котовой, «Смертельный вид с крыши» Елены Бриолле, «Люся и кроссворд» Елены Фили, «Неоконченная партия» Сергея Леонтьева, «Убийство вампира» Владимира Волдана, «Литературный канон» Юлии Сеиной и «На песке дома не строят» Елены Ахматовой.