Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Аскольд Запашный: «Надо идти навстречу страху»

Художественный руководитель Большого Московского цирка, народный артист России Аскольд Запашный рассказал, почему до Пушкина надо дорасти, почему не надо очеловечивать животных и как бороться со страхом
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В предновогодний Петербург Большой московский цирк привез представление «Кабы я была царица», созданное по мотивам «Сказки о царе Салтане». Первое представление состоится 30 декабря, а всего их будет 20.

Воплотить это пушкинское произведение на цирковой арене братья мечтали много лет. Ведь с именем этого гениального поэта их семья связана уже давно.

Цирковое видение

Дело в том, что еще отец знаменитых братьев, Эдгарда и Аскольда, сам известный дрессировщик Вальтер Запашный снимался вместе со своими зверями в двухсерийном фильме Александра Птушко «Руслан и Людмила». Более того, он (и это малоизвестный факт) даже озвучивал роль Финна.
Но сделать шоу по мотивам именно этого произведения дрессировщикам долго не удавалось. Сначала их опередила Татьяна Навка, у которой, по словам Аскольда, вышло яркое и красивое ледовое представление. Потом планы нарушила пандемия, и премьера спектакля состоялась только в 2019 году. Ну а главное, считает артист, до Пушкина надо было дорасти. Он напомнил, что поэт работал над своей самой длинной сказкой целых девять лет. Вот и цирку тоже потребовались годы, чтобы взяться за Александра Сергеевича.

«Когда я еще учился в ГИТИСе, мне говорили: «Никогда не берись за Пушкина. Это очень скользкая дорога – провалишься». И предупреждали, что ставить его сочинения можно только при уважительном отношении к поэту, а не для того, чтобы показать себя и свое видение его произведения», – сказал Аскольд.
Аскольд Запашный признался, что представлять спектакль в городе, где все пронизано Пушкиным, – событие значительное и ответственное. «Я очень волнуюсь, как петербургский зритель примет цирковое видение этой сказки», – сказал он.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Весь вечер на манеже

Помимо главных героев, в шоу будет и сам Пушкин. Его роль исполнит артист Всеволод Кузнецов, который дублировал героев таких картин, как «Матрица», Форсаж», «Гарри Поттер». На арене появится отрубленная голова, 33 богатыря, белочка, грызущая изумрудные орешки, и другие персонажи пушкинской сказки. И, конечно, звери – собаки, канадские пумы, лошади и медведи, которые, по словам дрессировщика, «демонстрируют высокий уровень интеллекта».

Страха после недавнего случая, когда тигр набросился на Эдгарда, а спустя неделю уже другой тигр прокусил руку самому Аскольду, у артиста нет. Он объясняет: случившееся для этого боевого зверя – в природе вещей. Поэтому рецепт тут один – идти навстречу страху.

Аскольд Запашный убежден: «От страха убежать нельзя, надо быть к нему готовым. Нужно просчитывать все возможные ситуации и работать со страхом – иначе тебе не место в профессии».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Главное – внимание

Всех тайн работы со своими подопечными артист, конечно, не раскрывает. Но некоторыми секретами все же делится.

Он считает, что очеловечивать животных не стоит. А вот внимание им совсем не помешает. И, чтобы они чувствовали себя на арене максимально комфортно и свободно, им разрешают там бегать, играть, а еще лакомиться вкусняшками.

Дрессировщик объясняет: со временем животные не только привыкают к манежу, но и начинают даже любить его. Они уже усвоили, что репетиции – процесс долгий и трудный. Совсем иное дело – выступления. Пять-семь минут – и ты свободен.

«Они привыкают к музыке, к аплодисментам. И хотя животные, конечно, не осознают своей популярности, но от выхода на манеж кайфуют!» – уверен дрессировщик.