Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

По следам «Двух капитанов»: в Петербурге открылась «выставка-код» о творчестве Вениамина Каверина

Среди мемориальных предметов – записная книжка, сценарный договор, чернильница и ручка-вставочка, писательский портфель, деревянная палка-трость
Фото: Анастасия Бирюкова/ «Петербургский дневник»

В особняке Румянцева открылась выставка, посвященная биографии и творческому пути автора культового приключенческого романа «Два капитана» – «Культурный код. Каверин 2.0». История литературного Сани Григорьева тесно переплетается с реальными событиями, которые произошли больше века назад, и героями уже нашего времени – исследователями, которые не теряют надежду найти разгадку тайны двух капитанов.

ПОКАЖУТ ВПЕРВЫЕ

Основой новой выставки стали собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики и Государственного литературного музея «ХХ век». Так, литературный музей предоставил для выставки личные вещи Вениамина Каверина. Среди мемориальных предметов – записная книжка, сценарный договор, чернильница и ручка-вставочка, писательский портфель, деревянная палка-трость.

«Это роман о важном выборе, который стоит перед каждым из нас в те или иные периоды нашей жизни. Для многих людей этот роман когда-то стал опорой и тем маяком, который до сих пор ведет их. Мы безумно благодарны тому обстоятельству, что на этой выставке можем показать подлинные предметы, принадлежавшие Вениамину Каверину. Это произошло впервые: ранее они не публиковались и не выставлялись. Кроме того, мы не можем обойти стороной тот факт, что буквально недавно в наши фонды попали подлинники рисунков Александры Якобсон, известной советской художницы, которая проиллюстрировала одно из первых изданий Каверина «Два капитана», которые вы тоже сможете увидеть», – рассказывает директор Государственного литературного музея «ХХ век» Марина Линович.

Выставка дополнена экспонатами музеев-партнеров, раскрывающими «культурный код» романа. Это эскизы к спектаклю 1949 года работы Марии Энгельке из коллекции Научно-исследовательского музея при Академии художеств. О полярных летчиках рассказывают предметы из Объединенного музея гражданской авиации Петербурге.

Фото: Анастасия Бирюкова/ «Петербургский дневник»

ТАЙНА ДВУХ КАПИТАНОВ

История, которая лежит в основе романа, берет свое начало в Петербурге больше века назад. Именно здесь, напротив особняка Румянцева, была пришвартована шхуна «Святая Анна», на которой знаменитый исследователь Арктики Георгий Брусилов отправится в собственную полярную экспедицию. Вместе с ним из разных уголков России на встречу льдам пойдут Владимир Русанов и Георгий Седов. Экспедиция на шхуне «Св. Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны». А вот внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым.

Именно поэтому встречает гостей выставки подробный макет трех полярных путешествий, которые закончатся катастрофой и смертью знаменитых исследователей. Домой вернется только шхуна Седова – «Святой мученик Фока». А спустя несколько десятилетий одна из частей парусника превратилась в экспонат. Сейчас он находится в Музее Арктики имени Г.Я. Седова в 336-й школе. Это макет «Святого Фоки», зажатого во льдах Северного Ледовитого океана. «Экспонат необычен тем, что изготовлен в 1940 году и, если внимательно его рассмотреть, на нем есть мемориальная табличка. А рядом – маленький жетон. Дело в том, что все эти экспедиции проводились на частные деньги. Сам Седов собирал деньги через акционерное общество – те, кто жертвовал деньги, получали подобные жетоны», – рассказывают в музее.

Современные исследователи Арктики продолжают дело морских исследователей – как реальных, так и литературных. Тайну гибели экспедиции Георгия Брусилова пытаются разгадать участники постоянно действующей экспедиции по следам «Двух капитанов».

«Началось это больше 10 лет назад, – говорит участник экспедиции Владимир Мельник. – Внезапно оказался с группой товарищей очень далеко от России, практически на экваторе. Это была гора Рорайма. И в этом затерянном мире среди амазонских джунглей вдруг от моего товарища поступило предложение: а не хочу ли я отправиться на поиски того, что хотел найти Саня Григорьев. Конечно, я хотел, но это вроде бы литературный вымысел… Но нет, за этим была реальная история. Это стало для меня откровением».