Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Сергей Серебряков: «Трудовой бой за завтрашний день мы выиграли»

В 2023 году Кировский завод планирует запустить новое производство и создать опытно-промышленную партию беспилотных тракторов. Об этом в разговоре с «Петербургским дневником» рассказал генеральный директор предприятия
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Сергей Александрович, для Петербургского тракторного завода – одного из предприятий Кировского завода – уходящий год наверняка запомнится высокой оценкой президента России Владимира Путина за «позитивные практики» в сфере импортозамещения. Так ли незаметны для Кировского завода были санкции?

– Влияние санкций разное: что-то становится сложнее, а что-то – проще, где-то появляются возможности, а где-то – трудности.

Петербургский тракторный завод на протяжении последних девяти лет развивал собственную компонентную базу. Это было против логики либерально-рыночных ценностей, неким таким внутренним убеждением. Выстроили крепкие связи с российской и белорусской промышленностью. Помогли сохранить в стране производство тяжелых дизелей. Организовали изготовление шин, колесных дисков, электрооборудования, элементов гидравлики, стекол, сидений, датчиков, радиаторов... Много чего. Потому, когда страна попала в торговую блокаду, мы устояли.

Конечно, были и проблемы, но не настолько критичные, чтобы сокращать производство. Напротив, планы пересмотрели в сторону увеличения – от 20 до 30 процентов в зависимости от моделей тракторов.

 Сколько тракторов всего выпустили в этом году?

– Примерно четыре с половиной тысячи.

– А есть на них покупатели?

– Конечно. Рынки Северной Америки и Австралии для нас теперь закрыты. Зато доступны Азия и Африка. Но самый большой объем продукции находит покупателя в России. Перед нами стояла задача, чтобы страна нормально провела посевную кампанию, подготовилась к севу озимых. Для этого нужна была техника. И мы ее давали в первую очередь нашим аграриям.

Второй по объему рынок сбыта для нас – Казахстан и Белоруссия. В Казахстане занимаем доминирующее положение в энергонасыщенных тракторах агросектора. В Белоруссии востребована и наша строительно-дорожная техника.

 У Петербурга было желание закупить на Кировском заводе специальную технику для уборки улиц. На какой сейчас все стадии?

– Желание у города есть, есть и воля. Мяч сейчас на стороне наших инженеров. Перед ними стоит задача разработать такую технику.

Дело в том, что Кировский завод еще с советских времен специализировался на производстве очень тяжелых машин, по габаритам и другим характеристикам они не подходят для городского хозяйства – слишком большие. Петербургу нужны гораздо меньшие. Сейчас мы совместно с рядом белорусских производителей делаем все, чтобы ускорить разработку такой техники. Процесс идет.

 Возвращаясь к флагманскому продукту – «Кировцу». В силе ли планы по созданию беспилотного трактора? Все ли получается?

– Все получается. В следующем году выходим на опытно-промышленную партию. Больше сотни «Кировцев» отправим в регионы с различными климатическими условиями на широкий спектр испытаний. Ведь внедряем уникальную не только для России, но и для всего мира беспилотную технологию. Наши инженерные решения серьезно повлияют и на архитектуру машин, и на технологии их применения в сельском хозяйстве.

– Как будет выглядеть управление таким трактором? Человек сидит в диспетчерской и управляет за пультом пятью машинами на поле? Когда это станет возможным?

– Пока речь идет немного о другом. Мы можем понимать, где находится машина, с помощью ГЛОНАСС-навигации. Можем запрограммировать траекторию ее движения на конкретном поле, определить параметры разворота, задать оптимальные скоростные характеристики, глубину обработки почвы и так далее. Но оператор пока останется в кабине, как летчик, выполняющий полет в режиме автопилота. На данном этапе контроль человека для надежной эксплуатации в реальных условиях необходим.

Например, очень значимый фактор в степных регионах – пыль. Если ветер дует в тыл машины, то она ее обгоняет. И как видеокамере на это реагировать? А если шквалистый ливень накроет? После весенних паводков из-за эрозии почвы возникают проталины и рытвины в неожиданных местах. Как это все научиться распознавать и быстро принимать верные решения? Пока без оператора никак.

И думаю, не год-два и даже не три-четыре пройдет до тех пор, когда технологии позволят совсем убрать из кабины тракториста. Сейчас это просто опасно.

 Кировский завод производит не только тракторы. Как себя чувствуют остальные предприятия в новых условиях?

 По-разному. На предприятии металлургического направления серьезно сказалась невозможность экспортировать продукцию. На внутренний рынок перестраивались не без сложностей.

Для этого освоили выпуск новых марок. В лаборатории специальных сталей запустили в производство легированные сплавы, нержавейку, инструментальную сталь. В общем и целом, нам удалось сбалансировать ситуацию. На 2023 год смотрим как на год хороших возможностей.

Что же касается энергетического машиностроения, то тут принято серьезное решение о передаче предприятия государственной корпорации «Росатом». Уже идет сложный, интересный и полезный для страны процесс. Надеемся завершить его в ближайшие месяцы.

В других компаниях, которые обеспечивают производственный процесс, серьезных проблем в этом году не возникало.

Мы не стояли ни одной минуты, ни секунды ни на одном виде производства.

 Хватает рабочих рук Кировскому заводу? Какие специальности нужны?

– Не хватает станочников, сварщиков, технологов, конструкторов, энергетиков, механиков... Достаточно широкий перечень рабочих профессий и инженерных кадров требуется. Ведь мы продолжаем наращивать заводские мощности. Так, в наступающем году на Петербургском тракторном заводе запускаем новейшее производство мостов для «Кировцев». А это только на первом этапе более 600 вакансий.

Сейчас реализуется крупный проект с Министерством просвещения РФ и администрацией города по строительству учебного центра. На наших предприятиях проходят практику студенты из вузов и ссузов Петербурга, и многие из них изъявляют желание остаться у нас трудиться. И я вижу, что город тоже серьезно относится к подготовке будущих рабочих.

– Уходящий год для Кировского завода хороший или плохой?

– Хороший, плохой – это все-таки оценочные категории. Я бы назвал 2022-й годом хорошего трудового боя за завтрашний день. Бой этот мы выиграли. Все производственные задачи, которые сами перед собой ставили, выполнили.

– То есть в будущее смотрите с оптимизмом?

– Я уже давным-давно не смотрю на события, которые происходят вокруг, с оптимизмом или пессимизмом. Мне ближе принцип «Делай что должно, и будь что будет». Надо стараться всеми силами делать хорошо все, за что отвечаешь. Так мы поможем сами себе, семье, стране выйти из сложной ситуации. К чему роптать? Будет непросто, будет сложно.

Но если заглянуть в прошлое, то станет очевидно: наши трудности гораздо проще невзгод наших предков. Из которых они выходили с честью. А раз деды смогли, то и мы сможем. Будем делать то, что необходимо, и тогда все у нас получится.

ФАКТЫ:
7000 сотрудников работают на Кировском заводе. Именно коллектив считается на предприятии его главной ценностью.
60 лет с момента выпуска первого трактора «Кировец» исполнилось летом 2022 года. С тех пор с конвейера сошло 500 тысяч машин.
20 предприятий входит в группу компаний «Кировский завод». Дочерние организации тоже активно развиваются.