Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«По тротуару до 44 км/час»: петербургские депутаты попросят Мишустина заморозить новые правила движения электросамокатов

В силу они вступают уже с 1 марта следующего года
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Обновления в правилах дорожного движения, вступающие в силу с марта следующего года, угрожают превратить тротуары Петербурга в дороги для электросамокатов. Альтернатива – лес запрещающих знаков по всему городу, включая Дворцовую площадь. Из двух крайностей в комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры выбирать не стали: готовят обращение премьер-министру Михаилу Мишустину о заморозке изменений.

Скоростные изменения

Изменения в правилах дорожного движениях разрешают с марта электросамокатам разгоняться в городе до 25 километров в час. Сейчас у города действует соглашение с кикшеринговыми компаниями о пределе в 15 километров в час. Заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков выразил надежду, что соглашение пересматриваться не будет. Опасения у него вызывает вовсе не аренда самокатов.

«Проблема не в электросамокатах кикшеринговых компаний, а в частных, – заметил Ваньчков. – И если ранее кикшеринг за счет своей массовости нес большие проблемы для пешеходов, то сейчас статистика уже идет в пользу частных самокатов: их никто не контролирует, их никто не регулирует».

Как и кто будет следить за ограничением в 25 километров в час для частных электросамокатов, пока не решено. Старший инспектор по особым поручениям 2-го отдела УГИБДД Андрей Стоянов усомнился, что у ГИБДД будет техническая возможность. Нарушение скоростного режима, как объяснил он, должно быть зафиксировано камерой.

«Мы никаким образом сейчас скорость электросамоката измерить не можем», – добавил Стоянов.

Разрешенные 25 километров в час с учетом нештрафуемого порога превращаются и вовсе в 44 километра в час. Так подсчитал эксперт рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере безопасности дорожного движения при правительстве России Дмитрий Попов.

«Движение со скоростью 44 километра в час при столкновении с неподвижным пешеходом равно по кинетической энергии падению с высоты 7,6 метра», – отметил Попов.

Вместо скорости, которую технически пока невозможно установить для частного электросамоката, депутат Павел Иткин предложил штрафовать за отсутствие шлема. Но и это оказалось пока невозможным. Как объяснил Попов, даже для велосипедистов шлем является лишь рекомендацией, для электросамокатчиков штрафа за его отсутствие тоже нет.

Тротуарное преимущество

Развивать скорость в 44 километра в час с марта следующего года на законных основаниях электросамокаты смогут на тротуарах. Это еще одна новация обновления правил дорожного движения, констатировал Попов.

«Данными поправками устанавливается практически тоталитарное местоположение электросамоката на тротуаре. Так и написано: он едет по обочине или по краю проезжей части при отсутствии тротуара», – рассказал Попов.

Обновляемые правила дорожного движения разрешают запрещать движение по отдельным тротуарам. Но для этого на них стоит поставить специальный знак. Однако к ним тоже много вопросов.

«Мы впервые имеем дело с установкой знака в отношении средства, которое законно двигается не по проезжей части, а по тротуару. Как быть с условиями видимости, с расположением щита, его поверхностью? Вопросов больше, чем ответов», – констатировал Попов.

Знаками, как добавил он, придется заставить и Дворцовую площадь. Сейчас они прописаны как обычные, а не сразу как для зоны запрета.

Начало обсуждения

С тем, что новые правила опасны, согласна депутат ЗакСа Наталия Астахова. Астахова сомневается, что передвигающиеся на самокатах люди будут аккуратны и сознательны.

«Они считают себя важнее всех вокруг. Они сели на электросамокаты и воображают себя сказочными героями, которые мчатся в какую-то невиданную даль. Кому пришла в голову мысль узаконить проезд по тротуарам? Там дети, пожилые люди», – возмутилась она.

В обращении, которое депутаты готовят на имя Михаила Мишустина, предлагается приостановить действие новых правил дорожного движения. А замену им обсудить с экспертами. Со своей стороны, депутаты предлагают еще раз задуматься о предельной скорости, преимущественном движении самокатов на тротуарах, маркировать самокаты для выявления нарушений, запретить использование средств индивидуальной мобильности пьяным.

«Это не последняя встреча по электросамокатам, это только начало обсуждения. Те поправки, которые сейчас введены и вступят в законную силу 1 марта, сыроваты. Мы обязаны как регион высказывать свое мнение», – подвел итог депутат ЗакСа Алексей Цивилев.