Петербургский Центр управления регионом помог разоблачить 33 фейка
В этом году наша страна столкнулась с самой массовой информационной атакой в истории. Общее количество разнообразных фейков составило 3,7 тысячи, а число их упоминаний превысило 9,3 миллиона. В общей сложности количество недостоверной информации за год выросло в шесть раз.
По словам генерального директора АНО «Диалог Регионы» и АНО «Диалог» Владимира Табака, более 60 процентов пользователей Сети встречают фейки не реже раза в неделю. Самые популярные варианты дезинформации – это постановочные или архивные фото и видео, поддельные документы, а также намеренное искажение фактов. Для борьбы с фейками в этом году «Диалог» запустил фактчекинговую платформу «Лапша Медиа», которая предоставляет квалифицированную оценку фейков экспертами, ведущими СМИ и вузами.
«Мы столкнулись с угрозой не только информационной, но и национальной безопасности, когда требуется консолидация государства и гражданского общества: органов власти, молодежи, представителей СМИ, вузов, экспертных сообществ. «Лапша Медиа» сегодня предоставляет возможность получить достоверные данные пользователям, которые сталкиваются с фейками. С момента запуска платформы поступило более 85 тысяч запросов на проверку публикаций и сообщений. Только при их своевременной отработке возможно создание безопасной информационной среды для граждан», – сказал Владимир Табак.
В свою очередь, руководитель Центра управления регионом в Санкт-Петербурге Елена Никитина рассказала, что за год в Северной столице было зафиксировано несколько десятков фейков, которые разошлись тысячами публикаций.
По ее же словам, за 2022 год ЦУР помог разоблачить 33 фейка, которые разошлись почти 60 тысячами публикаций в СМИ и соцсетях.
«Ключевая тема для фейков – политическая сфера. По ней ЦУР Петербурга зафиксировал 14 фейков. На втором и третьем местах – фейки о здравоохранении и социально значимых происшествиях. По СВО и частичной мобилизации было зафиксировано восемь фейков. Преимущественно это публикации о запрете выезда из Петербурга в период мобилизации», – сказала Елена Никитина.
По словам начальника Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяны Матвеевой, общество стало потихоньку осознавать это явление и осторожно взаимодействовать с фейковой информацией.
А директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина отметила, что в борьбу с фейками должны включаться самые разные площадки.
По ее словам, конкуренция медиаплощадок в скорости подачи информации приводит к потере ее качества. «Необходимо, чтобы СМИ и интернет-сообщества понимали свою зону ответственности и выходили на массовую аудиторию с проверенными данными», – подчеркнула Екатерина Ларина.