Экспозиция о семьях: в Русском музее показали тихое счастье и домашний быт
В одной из записных книжек Льва Толстого сохранилась запись: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Так великий русский писатель понимал взаимоотношения с самим собой и близкими в ограниченном пространстве, которое принято называть «дом».
Свой ответ на вопрос, каковы же реальности счастливого дома, дают самые разные художники, как выдающиеся, так и малоизвестные. В экспозиции представлено более 120 работ из коллекции Русского музея. Это картины, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, литографии. Большинство из них хранилось в запасниках, поэтому малоизвестно широкой публике. А некоторые работы и вовсе демонстрируются впервые.
«Мы стремились показать, как люди жили в прошлом, давнем и недавнем. Поэтому мастера живописи XIX столетия соседствуют в экспозиции с нашими современниками. Это демонстрирует идею важности семьи и дома в любые времена», – отмечет ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Сергей Кривонденченков.
Семья в интерьере
Выставка собрана по тематическому принципу. Эта задумка оригинально обыгрывается в разделах, каждый из которых предваряет известная поговорка или пословица.
«Вся семья вместе, так и душа на месте» – гласит надпись на стене первого зала. Его открывают семейные портреты, которые получили особую популярность в первой половине XIX века. Один из них, написанный Прокофием Пушкаревым, так и называется – «Семейная картина».
Это и другие полотна раздела отличает внимание к деталям интерьера. Это декоративные элементы, портреты родственников на стенах, скульптуры, мебель, глядя на которую понимаешь, как вольготно чувствовали себя сидящие на ней хозяева. Не случайно некоторые работы их авторы, как и Михаил Васильев, так и назвали «Интерьер» («Семейный портрет Митусовых»).
На противоположной стороне – проникнутые ностальгией картины уходящей дворянской жизни, этакий «Вишневый сад», о котором остаются только воспоминания. Здесь даже простое перечисление названий говорит о прошлом. Как, например, картина Станислава Жуковского, которая так и называется: «Поэзия старого дворянского гнезда».
Уходящая натура
Чуть дальше – совсем иной мир. Вместо богатых усадеб на полотнах предстает жизнь крестьян. Здесь тоже акцент делается на интерьере. Картины Владимира Маковского, Василия Максимова, Татьяны Яблонской доносят до нас правдивый рассказ о деревенском быте того времени. Часто на картинах, как, например, у Алексея Жабского, появляется хлеб как символ семейной трапезы и домашней жизни.
«На этих картинах мы видим изображения избы, лавок, люльки, старой теплой печи, на которой стоят чугунки и сушится белье. Все надежно, надолго и, как бы сказали сегодня, еще и экологично», – поясняет Сергей Кривонденченков.
Летопись поколений
О том, что Советский Союз был самой читающей страной в мире, напоминает не теряющая актуальности пословица: «В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки». И, конечно, картины на эту тему. Люди, читающие в домашней обстановке, изображены на портретах Константина Зефирова, Александра Русакова, Андрея Гончарова и других художников.
Последний раздел рассказывает о домашней жизни нашего времени. Вот полотно Анатолия Левитина «Теплый день», занимающее центральное место в зале. На подоконнике – залитая светом девушка, мечтательно вглядывающаяся вдаль. На картине Завена Аршакуни мы видим кухню, на которой обсуждаются самые острые вопросы. А на большом полотне Ольги Богаевской – ребятишек, которые собрались на день рождения своей подружки и угощаются чаем с пирогами и фруктами.
Устроители выставки как будто предлагают проследить летопись семейной жизни поколений от анфилад богато убранных комнат до изображения скромных типовых квартир советского времени. И убедить в том, что как бы ни менялись интерьеры и вкусы хозяев, неизменным оставалось одно – желание обрести счастье в кругу близких людей, объединенных теплой атмосферой родного дома.
«Как нам кажется, эта выставка будет интересна разным людям. Потому что здесь и дети, и взрослые могут рассматривать интерьеры и одежду, которые они никогда в жизни не видели. И знакомиться как с малоизвестными картинами очень известных художников, так и с творчеством совсем незнакомых авторов. Это всегда познавательно и эмоционально», – подытожила заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова.