Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

«Фотографии – это живые существа»: в Росфото рассказали, что нужно сделать, чтобы они не угасли

В позапрошлом веке Северная столица была точкой развития отечественного фотоискусства. А в XXI столетии берега Невы стали уникальным местом, где фотонаследию всей страны возвращают вторую молодость
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Речь идет о реставрации фотографий (причем не только на бумажной основе) из всех архивов и музейных фондов России – от Калининграда до Владивостока. И занимаются этим специалисты музейно-выставочного центра Росфото.

Четверо смелых

Восстановление фотодокументов – одно из самых молодых направлений в области реставрации. Здесь многое еще только предстоит проявить и закрепить. «Фотореставрация развивается параллельно осознанию в нашем обществе огромной значимости фото с точки зрения его культурной и музейной ценности, – делится генеральный директор Росфото Захар Коловский. – В стране страшная нехватка специалистов в этой области, их можно буквально пересчитать по пальцам. А размер нашего национального фотодостояния при этом поистине безмерен. Поэтому наша реставрационная лаборатория, которая была создана в 2005 году, во всех смыслах является уникальной. Как, собственно, и сам наш центр, находящийся, кстати, в ведении Министерства культуры, – ведь помимо выставочной деятельности мы занимаемся научными исследованиями».

И в этих словах нет никакой бравады или натяжки. Ведь, к примеру, на данный момент насчитывается около 800 способов получения фотоизображений! И реставраторы должны их знать и на зубок, и на глазок. Иначе есть риск утратить остановившиеся мгновения в ходе работ по их спасению. Кстати, в буквальном смысле стоит понимать слова и о том, что реставраторы фото в стране наперечет. Потому что в той же лаборатории Росфото их всего-то четыре человека.

Скальпель против времени

«Фотографии – это живые существа, – признается ведущий специалист отдела лабораторно-реставрационных исследований Росфото Анна Асеева, – поэтому они считаются одними из самых уязвимых и сложных объектов для хранения. Если не уделять им должного внимания, то снимки либо угасают, либо разрушаются».

В качестве примера Анна показывает довольно крупный по формату фотопортрет девушки, выполненный фотографом Ипполитом Робийяром в 60-х годах XIX века. Работ этого мастера, стоявшего у истоков фотодела, сохранилось в мире очень мало. И часть из них, кстати, можно сейчас увидеть в Эрмитаже, где проходит выставка (собранная из разных коллекций и музеев), посвященная творчеству Робийяра. Но конкретно эта работа мастера для всеобщего обозрения будет доступна еще не скоро. Она находится в неудовлетворительном состоянии: на ней есть механические повреждения, небольшие утраты, потемнения, а на краях – подтеки, оставленные влагой, а также фрагменты, пораженные плесенью. В общем, лечение будет длительным.

Но при этом реставрация фотодокументов всегда строится по одному алгоритму. Прежде всего, снимки тщательно очищают от наслоений времени, то есть пыли и грязи. Делают это, разумеется, вручную, с помощью специальных растворов, которые подбираются исходя из использованных методов фотопечати. Ведь у каждого из них своя рецептура лечения: к примеру, некоторым из них строго-настрого противопоказана спиртовая обработка. И права на ошибку у реставраторов нет.

А дальше в дело вступает… скальпель. «Мы отделяем бумажную основу с изображением от плотной картонной подложки, на которую она была наклеена, – поясняет Анна Асеева. – Дело в том, что материал подложки либо в крайне плохом состоянии, либо имеет изначально ненадлежащее качество (особенно это касается снимков ХХ века). Иными словами, подложка в процессе старения может выделять химические вещества, которые оставляют необратимые следы на изображении».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Цепочка случайностей

И эта работа уже поистине ювелирного уровня: одно неверное движение – и в застывшем на бумаге мгновении появится прореха. «Временных рамок тут нет: на это может уйти день, а может, и неделя, – делится Анна Асеева. – В общем, здесь мы как саперы. Между прочим, мои родственники до сих пор удивляются тому, что я уже 17 лет работаю реставратором. В быту ведь у меня все валится из рук. Да и первое образование у меня совсем из другой сферы: я закончила университет МВД, была лейтенантом милиции. Но в силу своего независимого характера недолго носила погоны».

После увольнения со службы Анна стала в прямом смысле вольных художником: ходила по городу с пленочной фотокамерой и снимала, снимала, снимала. И заодно на специальных курсах изучала технику фотопечати. «А потом на одной из вечеринок случайная знакомая спросила меня, не хочу ли я поработать секретарем в недавно созданном в нашем городе центре Росфото, – делится Анна Асеева. – Я же после МВД четко знала, что никому прислуживать не могу. Но я же буду работать с фото! И решила изменить своим принципам». И в итоге все закончилось тем, что она одной из первых в стране занялась восстановлением снимков на научной основе. «Правда, пришлось опять взяться за учебу и закончить уже искусствоведческий факультет Академии художеств, – отмечает Анна. – Сейчас у меня у одной из немногих среди художников-реставраторов фотодокументов в России высшая категория. Внутри меня живет много разных людей, и один из них, видимо, реставратор, чему, признаться, я сама удивляюсь».

Берегите бумагу!

Впрочем, и ее «подопечные» тоже способны поражать воображение. Причем чаще всего неожиданные открытия случаются как раз во время процедуры снятия подложек. «Например, работая с одним из снимков советского времени, удалив очередной слой картона, я буквально вздрогнула – на меня смотрел плачущий ребенок! – признается Анна Асеева. – Судя по всему, это был какой-то контрольный снимок, который в фотоателье решили вклеить в подложку другого фото. Не пропадать же бумаге!»

Самое интересное, что таким же «экономным» резоном, видимо, руководствовались и фотомастера дореволюционной России. В подложке одного из старинных анонимных групповых снимков Анна также обнаружила еще один снимок. Причем на нем были изображены многие персонажи из первого фото, но на другом фоне – рядом со зданием, на фасаде которого хорошо различима вывеска с надписью «Коппель». Вот так иногда благодаря реставрации не только появляются новые экспонаты в национальном фотофонде, но и появляется возможность атрибутировать и их, и изображенных на них людей. Ведь в данном случае завод Коппеля до революции был известен по всей России.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Между видимо и невидимо

После замены на фотоснимках подложек (используется только бескислотный картон) реставраторы переходят к художественному восполнению утрат: нанесению тонировок с помощью карандашей или акварельных красок (причем в этом случае краски приходится наносить буквально по мельчайшим капелькам). «Мы не имеем права ничего дорисовывать, – подчеркивает Анна Асеева. – Все тонировки делаются в соответствии с общим тоном фотографии, чтобы такие вставки не резали глаз. Но мы не имеем права и прятать их. Наша задача при музейной реставрации показать, что утрата все-таки имела место и до сих пор существует. Хотя и не слишком заметна с первого взгляда».

Отдельный случай – реставрация дагеротипов и ферротипов, то есть фотографий, где изображения находятся не на бумаге, а на металлических пластинах, покрытых либо серебром, либо специальным фотосоставом. В этом случае, как правило, работа заключается в создании герметичных «упаковок» с лицевыми стеклами, которые бы исключали доступ воздуха к таким фотораритетам. Ведь основной дефект – окисление таких пластин, «затемняющее» изображение.
«Есть, конечно, действенный способ вылечить пластины с помощью химии, но спустя некоторое время на них начинают появляться уже другие дефекты. Отчего – непонятно, – делится Анна Асеева. – Кроме того, никто не может дать гарантию, как вообще отреагируют на такую химическую обработку дагеротипы и ферротипы. Поэтому к такому способу реставрации прибегают, когда уже терять нечего: тут либо изображение будет более четко видно, либо исчезнет совсем. Я же не зря говорила, что фотодокументы обладают душой. И у каждого из них еще и свой характер».

Правила хранения фотографий в домашних условиях:

– Подальше от тепла и обогревающих приборов.

– В самом прохладном и темном месте.

– Следует регулярно протирать фотографии от пыли, но только с помощью мягкого и сухого синтетического флейца. Использовать для этого влажную ткань нельзя!

– Если снимки сложены стопкой, то необходимо разложить их по формату (снизу – самые объемные), чтобы избежать переломов и изгибов.

– Нельзя хранить архив в обычных конвертах, потому что клей, с помощью которого они были склеены, вступает в реакцию со снимками, оставляя на них следы. Лучше сделать собственноручно из обычного ватмана конверты, не склеивая их клапаны.

– Деревянные шкафы – не лучшее место для хранения фото. Лучше использовать металлические боксы.

– Оригиналы необходимо оцифровать, чтобы свести к минимуму прикосновения к фотораритетам. Ведь отпечатки пальцев – это жировые следы, которые тоже вызывают необратимую химическую реакцию.