Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Украшения на века»: Музей Фаберже раскроет тайну создания ювелирных шедевров

В декабре музей предоставит всем жителям и гостям Петербурга уникальную возможность почувствовать себя подмастерьем фирмы Фаберже. В рамках новой программы «Ювелирные шедевры Фаберже» у всех желающих появится уникальная возможность не просто посетить основную экспозицию, но и принять участие в мастер-классе по изготовлению украшений в технике горячей эмали
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

«Петербургский дневник» посетил мастер-класс и побеседовал с главой фонда «Связь времен» и Музея Фаберже Владимиром Воронченко и мастером-ювелиром, проводящим мастер-классы, Ириной Ратниковой об уникальности работ Фаберже, ювелирном искусстве и о том, что обучиться основам ювелирного дела может при желании каждый.

 Владимир Сергеевич, расскажите немного о программе «Ювелирные шедевры Фаберже». Как появилась идея?

Владимир Воронченко:

– Идея проводить ювелирные мастер-классы в Музее Фаберже давно витала в воздухе. Интерес к такому рода мероприятиям со стороны посетителей был всегда. Совместно с профессиональным ювелиром мы разработали новую программу «Ювелирные шедевры Фаберже», которая состоит из экскурсии и мастер-класса по горячей эмали.

 Что увидят гости на самой экскурсии?

Владимир Воронченко:

– На экскурсии гости познакомятся с крупнейшим в мире собранием шедевров фирмы Фаберже, а также узнают, как развивалось ювелирное дело в конце XIX – начале XX века, с какими материалами и в каких техниках работали ювелиры. Особое внимание будет уделено драгоценным изделиям, которые принадлежали членам царской семьи и были связаны с важнейшими историческими событиями Российской империи.

 Ирина, какие этапы проходит работа над очередным изделием?

Ирина Ратникова:

– Я работаю как художник-мастер, то есть начинаю с эскиза и дохожу до готового изделия. Вообще, конечно, на производствах работа делится на этапы, где определенный цех выполняет тот или иной этап. В моем случае сначала рисуется эскиз, затем подбираются нужные материалы, далее идет работа напрямую с металлом, с камнями, с эмалью. Так получается готовое изделие. Самое главное – оно действительно эксклюзивное, в единственном экземпляре, потому что работаю как индивидуальный мастер.

 В чем уникальность данных мастер-классов?

Ирина Ратникова:

– Дело в том, что заготовки изделий, которые люди будут на них создавать и унесут с собой домой, изготавливались специально для Музея Фаберже. Изначально мною были нарисованы эскизы, которые затем были утверждены сотрудниками музея. Вообще, моделей-задумок у меня около десяти. Сделано и реализовано пока только две из них, потому что на их изготовление уходит довольно много времени и сил.

В дальнейшем мы будем вводить в мастер-классы новые модели, таким образом, у наших гостей появится возможность увидеть и поработать с новыми изделиями. Можно будет даже прийти несколько раз на разные мастер-классы и с каждого унести с собой новые изделия. Важно, что все эскизы создавались на основе работ самого Фаберже – с их элементами, его любимыми формами. Все работы великого мастера, по мотивам которых создаются изделия, представлены в музее. Те две модели, которые в ходу на мастер-классах уже сегодня, практически повторяют изделия, представленные на экспозиции.

 Какие изделия можно сегодня изготовить на мастер-классах?

Ирина Ратникова: – Суть мастер-класса в том, что люди получают готовую заготовку, так как по времени и трудоемкости изготовить ее в рамках наших мероприятий нет возможности. Это очень долго и сложно. Поэтому мы выдаем готовую, заранее отлитую заготовку, а дальше дело за участниками мастер-классов. Нужно подобрать предпочитаемую цветовую гамму и все лунки, узоры на заготовке заполнить эмалью. Затем вместе мы обжигаем изделия в специальной печи. Это такой волшебный процесс, который также проходит под моим руководством, потому что горячая эмаль обжигается при температуре около 800 градусов, и во время работы важно выполнять все инструкции по технике безопасности.

В основном изделия, которые мы делаем на мастер-классах, это подвески. Однако планов на будущее много. Учитывая, что, как я уже говорила, создано около десяти разных моделей для потенциальных изделий, в будущем мы сможем изготавливать кольца, серьги и не только. Можно будет собрать себе небольшой набор из разных украшений. Получится такой уникальный подарок самому себе или же близким, который вы больше нигде не сможете найти.

 Какие материалы используются для проведения мастер-классов?

Ирина Ратникова:

– На данный момент для заготовок я использую латунь. В будущем, чтобы внести разнообразие, собираюсь отлить заготовки в белом металле – это будет нейзильбер. Так каждый гость сможет выбрать материал по себе, ведь кому-то нравится цвет под серебро, кому-то – под золото.

 Расскажите подробнее о технике горячей эмали, с которой познакомятся ваши гости.

Ирина Ратникова:

– Уникальность горячей эмали в том, что она прежде всего гарантирует качество, практичность и долговечность выполненных в ней изделий. Сейчас во многих случаях ее заменяют холодной эмалью – это уже современные разработки, которые не гарантируют такого высокого качества. То есть маловероятно, что изделия будут служить десятилетиями, и передать их внукам вряд ли получится. Вероятнее всего, эти украшения потеряют свой цвет или сама эмаль придет в негодность. А стеклянное покрытие, которое дает техника горячей эмали, прослужит много десятилетий. В этом и состоит одна из идей мастер-класса – создать такие вещи, которые останутся надолго. Кроме того, участники мастер-класса на своем опыте, пускай и частично, смогут понять, насколько это интересная техника и большой труд.

 На кого рассчитаны мастер-классы? Есть ли ограничения по возрасту?

Ирина Ратникова:

– Программа рассчитана на аудиторию в возрасте от 16 лет, так как мы работаем со сложной ювелирной техникой. Важно соблюдать правила техники безопасности. Присутствие детей мы допускаем только вместе с родителями. Например, если мама принимает участие, а ребенок находится рядом, наблюдает за процессом. Также важно понимать, что многие действия в рамках мастер-класса требуют не только усидчивости, но и довольно тонкой работы. Детская моторика зачастую к этому пока не готова. Поэтому для посетителей помладше мы проводим отдельные детские мастер-классы.

 Как долго продлится программа?

Ирина Ратникова:

– Планы на программу довольно большие. Мы планируем продолжать эту практику в новом году. В ноябре мы проводили пробные мастер-классы, которые прошли очень успешно. Сейчас, получив нужный опыт и отработав детали, мы приглашаем людей на полноценную программу, которая будет интересна многим.

 Есть ли у музея планы уже на будущий год, помимо данной программы?

Владимир Воронченко:

– В следующем году Музею Фаберже исполнится 10 лет, поэтому мы готовим для посетителей яркую и насыщенную программу мероприятий. Весной 2023 года музей и культурно-исторический фонд «Связь времен» открывают новое выставочное пространство в особняке Нарышкиных-Шуваловых большой ретроспективной выставкой Бориса Григорьева. Фонд собирал произведения выдающегося мастера на протяжении десяти лет и впервые представит шедевры Григорьева из своей коллекции широкой публике. Главным событием станет показ грандиозного полотна «Ревизор», также будут представлены уникальный цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», портреты разных лет и южноамериканские пейзажи. Экспозицию дополнят произведения Бориса Григорьева из собраний государственных музеев и закрытых частных коллекций. Это и знаменитые портреты выдающихся деятелей российской культуры, и образы русского крестьянства, а также бретонские типажи и парижские сценки.

Закрыть