Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Пронзительная история»: на «Ленфильме» идут съемки фильма «Литвяк»

Картина посвящена самой результативной женщине-пилоту Второй мировой
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

История советской летчицы Лидии Литвяк настолько пронзительная, что нам даже не надо ничего было придумывать. Об этом рассказал режиссер и сценарист фильма «Литвяк» Андрей Шальопа на киностудии «Ленфильм», где уже вовсю идут съемки байопика. Авторы проекта воссоздали два военных самолета, а актеров практически научили делать мертвую петлю в воздухе.

Выдумывать нет необходимости

Лидия Литвяк – самая результативная женщина-пилот Второй мировой войны. Она с детства занималась в аэроклубе и уже в 15 лет совершила первый самостоятельный полет. Ее призвали в армию в октябре 1941 года, она быстро освоила истребитель Як-1 и начала ставить военные рекорды. 1 августа 1943 года Лиля, как называли Литвяк сослуживцы, совершила четыре боевых вылета на рубеже реки Миус, в ходе которых лично сбила два самолёта, а еще один – вместе с товарищами. Из четвёртого вылета она не вернулась. Через 17 дней ей могло исполниться 22 года. Впрочем, войной жизнь Лили не ограничивалась, ведь на фронте она встретила любовь и успела выйти замуж.

«Несмотря на все, что сделала Лидия Литвяк, известно о ней не так уж и много, есть только некая фактология по ее жизни. Когда я писал сценарий, то, конечно, опирался на эти сведения, то есть старался не путать время боев и ранений, географию вылетов и прочее. Однако мы снимаем все-таки художественный фильм, поэтому все диалоги – плод фантазий. Впрочем, у Лидии Литвяк настолько яркая география, что выдумывать драматургию нет необходимости», – рассказал Андрей Шальопа.

При этом с визуальной стороны создатели фильма пытаются соблюсти все исторические детали.

«Мы все кнопочки и винтики стараемся сделать достоверными, хотя где-то, наверное, все равно ошибемся. Мы воссоздали огромное количество реквизита, построили в павильонах «Ленфильма» радиопост, полевой госпиталь, квартиру Литвяк и много других локаций. У нас не будет нарисованных самолетов – мы сделали две полноразмерные копии истребителей того времени. На каждый ушло по восемь месяцев работы, зато эти самолеты хоть в музее можно выставлять», – отметил Андрей Шальопа.

Отметим, большая часть фильма будет сниматься именно на «Ленфильме», однако несколько сцен уже снято в Оренбурге, а также, возможно, команда поедет и в Москву.

Я сделала мёртвую петлю

Актрисе Полине Чернышовой очень идет и костюм военной летчицы, да и в истребителе она смотрится очень органично. Некоторые даже видят в ней сходство с Лидией Литвяк.

«Когда я писал сценарий, то сразу начал думать про Полину Чернышеву, потому что у нее лицо, которое я бы хотел видеть в своем фильме. Потом мы познакомились, и я не разочаровался. При этом мы очень долго искали актера на роль Алексея Соломатина (муж Литвяк – прим. Ред.). На тот момент ему, как и Лидии, был только 21 год, но выглядел он гораздо старше. Сначала мы пытались смотреть молодых парней, но какого-то стержня в них не чувствовалось. Потом начали пробовать актеров постарше, в итоге роль досталась Пётру Рыкову. На тот момент ему было 39 лет, но выглядел он моложе своего прототипа», – рассказал Андрей Шальопа.

Сама Полина Чернышева считает, что внешнее сходство не так уж и важно.

«У Лили было симпатичное простое лицо, и у меня простое симпатичное лицо. Когда я изучала немногочисленные фотографии и биографию Лили, то думала совсем о другом: как же показать в кадре ее мужество. Но потом посмотрела советский документальный фильм «Тревожное счастье мое» про девушек-летчиц и поняла, что это, в общем-то, простые женщины. Они смеются, шутят, разговаривают, рассуждают, что к самолетам они относились как к детям. Они не были роботами, наполненными мужеством. Тогда было другое время, было общее дело, все шли и делали то, что нужно. Просто отважные люди», – считает она.

Прежде чем сесть в кресло самолета-муляжа Полине Чернышевой пришлось научиться нескольким авиатрюкам.

«Перед съемкой я трижды летала на настоящих самолетах с пилотами. Это был самолет на две кабины, в каждой из которых есть пульт управления. В первый полет я просто сидела, офигевала и хваталась за все, что только можно, когда пилот делал мертвые петли, штопор и прочие трюки. А в следующий полет он сказал, что все это я должна сделать сама! Конечно, все нужные кнопочки нажимал пилот, однако мне доверили РУС (ручку управления самолетом – прим. Ред.). Я была в шоке, но сделала мертвую петлю и бочку, только штопор испугалась – там надо было резко лететь вниз, а это очень страшно. В любом случае это был просто потрясающий опыт!» – вспоминает она.

Всё по-настоящему

Снимать воздушные сцены сложно, а уж военные бои – тем более. Для облегчения работы многие киноделы прибегают к компьютерной графике, однако авторы проекта «Литвяк» обещают ей не увлекаться.

«Если графики много, то, мне кажется, получается не совсем кино, мы стараемся все же снимать, а не рисовать. Мы ведем комбинированные съемки, то есть снимаем слоями. Сначала снимаем самолеты, потом – футажи (файлы, содержащие какие-либо заснятые динамичные изображения – прим. Ред.), а потом сводим все это в единую картинку», – рассказал Андрей Шальопа.

На данный момент команда успела отснять только треть фильма.

«Если мы получим госсубсидию Фонда кино, на которую очень рассчитываем, то закончим съемки к концу лета 2023 года. И если все будет хорошо, то фильм выйдет в 2024 году», – сказал режиссер.

Алексей Афанасьев/ «Петербургский дневник»