Новый исследовательский полигон сформирован в центральной Арктике
15 расставленных в центральной Арктике морских буев будут передавать базовую океанологическую информацию о дрейфе, течениях, температуре воды, солености в разных слоях водной толщи. Эти данные нужны для формирования оперативных точных прогнозов погоды и ледовой обстановки на трассах Северного морского пути, уточнил Александр Макаров.
«Мы начали тестирование новой морской системы наблюдений на базе расстановки морских буев. Технология позволит увеличить точность и качество прогнозов. Она нужна для того, чтобы суда ходили быстро и безопасно по Северному морскому пути», – сказал Макаров. Буи отечественного производства размещены на полигоне в 16 километрах от ЛСП. Данные с них передаются в ААНИИ по спутниковому каналу. Полигон станет частью новой высокоточной наблюдательной гидрометеорологической сети, которая будет развернута к 2024 году в морской и прибрежной частях российской Арктики.
Ледостойкая платформа «Северный полюс» представляет собой комфортабельное судно особой формы, которая позволяет ему самостоятельно достигать ледовых полей, вмораживаться в ледовые поля без риска быть раздавленным льдами и формировать экспедиционный центр для дрейфующей станции. ЛСП уже два с половиной месяца дрейфует в центральной Арктике, пройдя 145 морских миль в Северо-Западном направлении и двигаясь к району Северного полюса. Температура воздуха в районе дрейфа варьируется от -20 до -40 градусов Цельсия. Вокруг ЛСП на льду был развернут ледовый лагерь, установлена наблюдательная аппаратура.
По словам Александра Макарова, уже с первых месяцев работы судно демонстрирует свою эффективность. Две недели назад лед начал трескаться, аппаратуру и ученых оперативно переместили на борт ЛСП.
«В районе станции отмечались подвижки льда, появлялись трещины. Такие процессы характерны для центральной Арктики в это время года. Наблюдательные комплексы были свернуты, люди сошли со льда, все они в безопасности на платформе переждали период образования трещин, продолжая научные работы с борта судна, – описал ситуацию директор ААНИИ. – Сейчас ситуация стабилизировалась. Трещины смыкаются и смерзаются. Полярники уже выходят на лед, оценивают состояние льда, определяют, где можно установить наблюдательные комплексы».
В 2013 году из-за трещины на льдине была эвакуирована дрейфующая станция «Северный полюс-40». С тех пор подходящих льдин для высадки дрейфующей станции не удавалось найти.
«Программа дрейфующих станций с созданием автономных ледовых лагерей была свернута 9 лет назад по причинам безопасности. Из-за риска образования угрожающих лагерю трещин была придумана платформа «Ледостойкая платформа», позволяющая, в случае необходимости, переместить людей на борт судна. И сейчас мы видим, что расчет полностью себя оправдал», – пояснил Александр Макаров.
Отечественный проект высадки в Арктике дрейфующих станций не имеет аналогов. Первая такая станция была открыта 21 мая 1937 года. В честь этого события в России 21 мая отмечают как День полярника. Ледовая самоходная платформа «Северный полюс» совершает свой первый рейс. ЛСП «Северный полюс» – это третье экспедиционное судно ААНИИ наряду с судами «Академик Федоров» и «Академик Трешников».