Как отмечали Новый год на полюсе
О жизни полярников, не покидающих месяцами станции-зимовки, расположенные вблизи обеих «макушек» Земли, давно уже сложился всеобщий стереотип: ради любви к науке и ледовому «белому безмолвию» суровые исследователи готовы работать в тяжелых условиях, не покладая рук. Вот только работа – это еще не вся жизнь.
Жаркий полярный вальс, Или 12 медвежат
«В условиях полярной ночи и длительного пребывания на зимовке людям опасно оставаться наедине с тревожными мыслями, – подчеркивает куратор выставки, методист по музейно-образовательной деятельности Музея Арктики и Антарктики Юлия Аксенова. – Поэтому они должны свободное время проводить вместе, даже если коллектив крайне небольшой и друг с другом они и так общаются постоянно».
Вот такой полярный парадокс. И экспозиция как раз ему и посвящена. А если точнее – хобби, увлечениям и интересам полярных исследователей, работавших в Арктике и Антарктике. И вот эта-то сторона их жизни обычно и остается для обычных людей «за кадром». Что же мы о ней можем теперь узнать благодаря выставке? Ну, скажем, о музыкальных пристрастиях зимовщиков.
Возьмем, к примеру, легендарную ледовую эпопею парохода «Челюскин». Мало кто сегодня слышал о том, что полярники в числе самого ценного оборудования, которое они снимали на лед с тонущего судна, спасли и… гармонь. Которую можно увидеть на одном из выставочных стендов. Она, между прочим, была изготовлена по спецзаказу как раз для этой экспедиции, о чем свидетельствует прикрепленная к корпусу инструмента стальная пластина с соответствующей гравировкой. И вполне возможно, что именно на этой гармони художник Федор Решетников (автор всем известной картины «Опять двойка»), входивший в число челюскинцев, подбирал на борту парохода мотив для сочиненных в стиле Агаты Кристи «ледовых» частушек: «12 медвежат пошли купаться в море. И там они резвились, играли на просторе…»
В экспозиции представлены и рукописные ноты «Полярного вальса», написанного врачом-полярником Виталием Воловичем во время его зимовки на станции СП-2 в 1950 году. И опять же мало кто знает, что это произведение позже вошло в репертуар такого мэтра советской эстрады, как Леонид Утесов.
Ну а где музыка, там и кинематограф, без которого полярная ночь для полярников выглядела более темной. Поэтому среди экспонатов выставки есть, например, во всех смыслах такой раритет, как афиша кинотеатра «Пурга», который был в 1956 году по совместительству еще и первой советской внутриконтинентальной антарктической станцией «Пионерская». Согласно анонсу, после просмотра фильма «Павел Корчагин» немногочисленных зрителей ожидали танцы до упаду.
На трибунах становится тихо
Не забывали полярники и о том, что в здоровом теле обитает и соответствующий дух. Поэтому представленные в экспозиции подлинные лыжи одного из участников полярной экспедиции Ивана Папанина (о чем свидетельствует пломба с клеймом «1937 год») являются не только «транспортным средством», но и спортивным инвентарем.
«Несмотря на то, что льдина, на которой находилась станция, имела размеры примерно два на пять километров, папанинцы регулярно устраивали лыжные пробежки, – делится Юлия Аксенова. – Лыжным спортом занимались и участники всех последующих советских арктических зимовок. А вот в Антарктиде лыжи непопулярны, потому что там и холоднее и снег гораздо более плотный».
Кроме того, на выставке можно также увидеть фотографии, запечатлевшие самый северный футбольный турнир, который прошел на льду в 1937 году между командами дрейфовавших в Арктике ледокольных пароходов «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». Понятно, что и этот пример оказался заразительным: в футбол (а также в волейбол) позднее «рубились» зимовщики уже не только на Северном, но и на Южном полюсе.
Одним из самых интересных экспонатов является и диплом, выданный участникам арктического чемпионата по шахматам, который проходил в конце 50-х годов по… радиосвязи между полярными станциями СП-3 и СП-4.
Елка – лучший подарок
Ну и, конечно, рассказывая о досуге полярников, нельзя обойти вниманием празднование Нового года, чему посвящен на выставке отдельный раздел. Например, можно полюбоваться раритетными елочными игрушками, среди которых, в частности, модель папанинской полярной станции, которую любой житель Страны Советов мог сделать по специальной инструкции собственноручно из подручных материалов.
Между прочим – и об этом опять же мало кто знает, – начиная с 50-х годов для полярников специально для «нормального» празднования Нового года стали доставлять с Большой земли настоящие ели. «На первый взгляд это может показаться странным расточительством, – делится Юлия Аксенова. – Но на самом деле для зимовщиков появление елок было как раз настоящим подарком – нам с вами трудно представить, что значит видеть вокруг себя все время только снег и лед».
Впрочем, елочки – пусть и искусственные – были и на праздничных столах. И одна из них (некогда «жившая» на станции «Пионерская») представлена в экспозиции. Как и новогодняя стенгазета станции СП-4, которую можно считать своеобразным конкурсом КВН среди зимовщиков. Без смеха ее читать невозможно и сегодня.
Временной интервал, который охватывает экспозиция, лежит в пределах начиная с 20-х годов прошлого века и до конца 60-х. И это неслучайно – этот период ознаменовался наибольшими успехами в освоении и изучении ледовых широт. Но можно теперь надеяться, что в фондах музея появятся уже и более современные экспонаты.
Ну а выставка «На зимовке в час досуга» будет работать до 29 января.