Елена Фидрикова: в зоне особого внимания – семьи мобилизованных
С начала частичной мобилизации в России прошло почти 3 месяца. Тяжелые первые дни прощаний, слез, растерянности сменились стойким терпеливым ожиданием любимых, потому что жизнь продолжается. Кто и как помогает женщинам и детям, пока их отцы, мужья, сыновья и братья находятся в зоне СВО, рассказывает председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Елена Фидрикова.
Все нужды – в паспорте семьи
– Елена Николаевна, какие основные виды помощи получают семьи мобилизованных, что нового появилось за последнее время?
– В зоне внимания города – каждый мобилизованный и, безусловно, члены их семей, поэтому организована индивидуальная работа в зависимости от нуждаемости и тех проблем, которые испытывает семья. Я напомню, что городом принят ряд мер по поддержке мобилизованных и их семей. Это, конечно, материальная поддержка. Принято решение о единовременной материальной помощи гражданам России в размере 100 тысяч рублей, призванным по мобилизации, и второй вид единовременной материальной помощи в размере 300 тысяч рублей – добровольно обратившимся с письменным заявлением о призыве. Финансирование идет из бюджета Санкт-Петербурга.
Наряду с этим существует ряд льгот по линии отраслевых комитетов – по социальной политике, по образованию, транспорту. Например, туда входит обеспечение бесплатным горячим питанием детей и учащихся старше 18 лет, один из родителей которых – участник СВО. Замечу, сюда включены лица старше 18 лет, потому что в эту категорию входят учащиеся системы профтехобразования.
Второй существенный момент – это освобождение от родительской платы за посещение детсада. Одной из серьезных дополнительных мер соцподдержки является также предоставление бесплатной стопроцентной компенсации для организации отдыха и оздоровления для несовершеннолетних, а также приоритетное право на поступление членов семей в детсады, школы и иные образовательные учреждения.
Третий момент – право на бесплатный проезд детям старше 7 лет на общественном городском транспорте и право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом в периоды с 1 января по 30 июня и с 1 сентября по 31 декабря. Этот период определен учебным годом.
Но только этими льготами мы не ограничиваемся. Сегодня каждой семье назначен помощник в решении разных вопросов – так называемый социальный куратор. Как правило, это сотрудник отдела соцзащиты или специалист подведомственного районного учреждения – Центра помощи семье и детям или Комплексного центра социального обслуживания. Конечно, социальный куратор сегодня является главным помощником семьи.
– На что ориентируется социальный куратор в каждой конкретной ситуации?
– На каждую семью мобилизованного создан социальный паспорт, в котором обобщается и конкретизируется индивидуальная потребность, а также указываются пути решения и проведенная работа. Семья может столкнуться с большим комплексом вопросов. Возможно, остался одинокий родитель и здесь необходимы и психологическая помощь, и помощь на дому, и оформление каких-то юридических услуг в части доверенностей.
Бывает, что человек остался один и некому помочь даже в совершении элементарных домашних дел. Мы можем предложить пребывание в наших стационарных учреждениях для одиноких пожилых граждан или лиц с ограниченными возможностями, но, как правило, мы стараемся оставлять человека дома – в привычных для него условиях, а районные звенья в лице отделов соцзащиты оказывают помощь и содействие в предоставлении сиделок, социальных помощников и выполнении ежедневных рабочих проблем.
Случается, что семье нужны дополнительные доходы или мама приняла решение выйти на работу. Есть программы помощи по выходу семьи на новую трудовую деятельность. Мы понимаем, что мама могла потерять специальность, трудовые навыки, если она длительно находилась в декретном отпуске или полностью себя посвящала семье. В таком случае на помощь приходит межведомственное взаимодействие в лице Комитета по труду и занятости. Мы вместе с ним и с тем же социальным куратором организуем работу по поиску необходимых для этого человека курсов повышения квалификации, переподготовке, с дальнейшим трудоустройством и сопровождением.
Бывают проблемы с оформлением льгот. Пожалуйста, тут тоже наши социальные службы активно помогают.
Комитет по образованию также очень активно реагирует на любые образовательные запросы. Например, нужно ребенка перевести учиться ближе к дому или предоставить отдых и оздоровление во время зимних каникул, помочь с репетиторством – тут тоже ни один вопрос с членами семьи не решается формально.
Нет такого вопроса, который бы не находился в зоне внимания наших социальных служб. И в зависимости от тематики подключаются жилищный отдел, отдел здравоохранения, другие подразделения. То есть в каждой семье есть социальный куратор, который анализирует и совместно помогает решить проблемы семьи.
– Как технически это происходит? Члены семьи должны куда-то обратиться за помощью или ваши сотрудники сами ищут нуждающихся?
– Любой вариант возможен. Семья имеет право сама обратиться в районный отдел соцзащиты. Есть горячие линии. Но, как правило, отделы соцзащиты начинают работать с мобилизованными еще до их отправки. Во время частичной мобилизации в военкомате с мобилизованными проводили первичное анкетирование, и в эту анкету они вносили членов семьи и контакты для связи. Уходит наш боец и понимает, что семья уже передана на сопровождение соответствующих служб. Также мы выходим лично в адрес или по телефону уточняем, какая помощь нужна, и непосредственно родители или жены детализируют вопросы, связанные с получением помощи.
– Есть проблемы с осуществлением региональных выплат?
– На сегодня 98 процентов тех, кто мобилизован, получили 100 или 300 тысяч. Есть небольшие сложности, связанные с предоставлением документов воинскими частями. Мы осуществляем сверку, потому что определенная часть граждан, которые перестали быть в ведении Минобороны, вернулись домой в связи с изменением федерального законодательства – это многодетные отцы или те, кто не может быть мобилизован по состоянию здоровья.
Пришло понимание
– Многие обращаются к вам за помощью?
– Есть случаи, когда от нашей помощи отказываются. Но, как правило, соглашаются на те или иные виды помощи около 90 процентов семей. Правда, есть ситуации, когда сначала отказывались от сопровождения, и мы вовремя поняли, что тут надо поработать психологам. Потому что многие закрывались, для них это была стрессовая ситуация. Единственное, что они хотели, чтобы быстрее вернулись их родные и близкие люди.
Сейчас, когда они приняли сложившуюся ситуацию, когда они понимают, что их близкие выполняют свой долг и делают все возможное для скорейшего разрешения конфликта, мне кажется, что они более открылись и стали способны на конструктивный диалог. И тогда мы решаем вопросы, связанные с текущей жизнью: жильем, медициной, образованием, помощью в оформлении пособий.
– Помощь психологов оказалась настолько востребованной?
– Психологи работают не только в нашей сфере, но и в центрах помощи семье и детям. Но и в сфере образования, психолого-медико-социального сопровождения работают клинические психологи системы здравоохранения, то есть разные сферы подключаются к решению проблем. Если видим, что ситуация со стороны нашего психолога нерешаема, то подключаем специалистов со стороны системы здравоохранения, они сопровождают семью.
– Кто тяжелее реагировал?
– Мамы тяжело, болезненно воспринимали эту историю. Закрывались от любой помощи. Была объективная обида, непонимание, мы это тоже принимаем во внимание и стараемся ненавязчиво предлагать свои услуги и не выпускать человека из поля своего зрения в трудной жизненной ситуации.
– Какие виды помощи наиболее востребованы семьями?
– Если это молодая семья с детьми, то бесплатное питание, транспортное обслуживание – это их ежедневные потребности. Получили определенные запросы на особую помощь психолога, юридические консультации – например, в оформлении доверенностей или иных документов. Большой пул запросов связан с услугами на дому – чаще за ними обращаются пожилые. Мы всегда в зоне внимания держали наших граждан, сейчас эти обращения еще и инициируются со стороны социальных служб, потому что мы понимаем, что не каждый придет за помощью. Мы приходим, рассказываем, какие услуги можем предоставить, и в зависимости от этого идет рост обращений.
Например, ранее семья, имеющая доход мужа, не имела права на дополнительные выплаты. Сейчас в связи со временным уменьшением дохода из-за отсутствия главы семьи могут возникнуть разные сложности. Минобороны оказывает поддержку таким нуждающимся семьям, причем этот заработок не засчитывается в доход семьи, что очень важно. Поэтому мы отталкиваемся от дохода семьи в лице мамы и тех пособий, которые ранее назначены. И бывает так, что она попадает в категорию нуждающихся, тогда социальный работник разъясняет ей, на что она имеет право в зависимости от изменившейся ситуации в семье.
– Семьи находятся на сопровождении все время?
– Если помощь была выявлена в самом начале, когда, например, бабушка осталась одна, то помощь, безусловно, будет продолжена до того момента, пока не вернется тот, кто может встать рядом и помочь. В основном помощь постоянно нужна семьям с детьми и пожилым гражданам, оказавшимся в трудной, как никогда ранее, жизненной ситуации.
– С какими нестандартными обращениями вам приходится сталкиваться?
– Нестандартные просьбы – это больше к волонтерам, к Комитету по молодежной политике. Были просьбы и с собакой погулять, и ремонт помочь сделать, и просто вместе книжку почитать. Это чаще бывает со стороны детей, потому что молодые активные волонтеры хорошо находят контакт с семьей. Простого человеческого общения зачастую не хватает. Была просьба присмотреть за старшим ребенком, пока мама рожала младшего.
Это все нормальные ситуации, связанные с социальной службой. Мы привыкли к этим запросам и кажется, что они абсолютно нормальные. Даже иногда просто посидеть с детьми и дать маме переключиться, сходить в парикмахерскую, в конце концов, – это тоже очень важно, и коллеги относятся с пониманием. Конечно, сейчас многое делается в преддверии новогодних праздников. Необходимо все-таки поднимать моральный дух, отвлекать наши замечательные семьи от переживаний за счет посещения культурно-массовых мероприятий, новогодних елок. Комитет по культуре совместно с районами продумывают план по максимальному вовлечению детей мобилизованных в праздничные события с новогодними подарками.
Они встали рядом
– За эти месяцы у нас образовалось множество групп и организаций, желающих помогать мобилизованным и их семьям. Они действуют самостоятельно или под вашим контролем?
– Мы говорим в первую очередь о волонтерах из движения «Мы вместе». Волонтеры должны быть зарегистрированы, проверены, с улицы просто так к семье не придешь. Мы с волонтерами организуем такое взаимодействие, чтобы они шли через социального куратора, потому что случайный человек может напугать, даже если он действует из самых благих побуждений. Не говоря о том, что этим могут воспользоваться не очень добросовестные люди, особенно в отношении бабушек, которые традиционно очень доверчивы.
Поэтому мы всем говорим: заходите в семью через социального куратора. У него есть связь с семьей, и какие бы вопросы не возникли, должен быть принцип одного окна. Он безопасный и способствует тому, чтобы был доверительный диалог, а не какие-то разовые акции. То, что не сможет сделать наш социальный куратор, сможет волонтер. И мы их привлекаем, но только в части системной работы с семьей.
– А есть ли обратная связь со стороны семей? Может быть, они тоже хотят быть вовлечены в помощь тем, кто в зоне СВО?
– Очень многие люди готовы были лично поучаствовать в помощи. Мы очень благодарны этим людям, которые, не жалея личного времени, проявляли такую активность в помощи всем военнослужащим, даже не относящимся лично к ним.
Особое восхищение вызывают женщины, с которыми мы познакомились на встрече губернатора Александра Беглова с женами и матерями мобилизованных. Они проявили такую активность, что было принято решение создать Общественный координационный совет, в состав которого войдут жены и мамы военнослужащих, которые лучше всех знают проблематику и пути решения. А мы, со своей стороны, должны помочь осуществить эти решения. Жены и мамы очень активно предлагали варианты – что-то шить, передавать в зону СВО. И это нашло отклик в сердце наших руководителей. У нас всегда женские, ветеранские организации откликаются на любые предложения. И сейчас они встали рядом и сказали: да, мы будем им помогать.
– Есть ли проблемы взаимодействия с другими регионами, если семья проживает, например, в Ленинградской области, а человек был мобилизован в Санкт-Петербурге?
– Меры поддержки мобилизованных с Ленобластью у нас синхронизированы, мы не делим наших жителей. Если в нашем городе мобилизовали жителя другого региона, то мы в любом случае оказываем помощь и выходим на связь с социальными службами того региона для сопровождения семьи.
– Вы оказываете какие-то меры социальной поддержки раненым, находящимся в Петербурге?
– Мы проявляем большую активность в диалоге с госпиталями, если они выходят с предложениями организовать какие-то выездные мероприятия для ребят. Работаем с Военно-медицинской академией в плане экскурсионного обслуживания. Есть индивидуальные запросы от бойцов, причем не обязательно петербуржцев. Нам важно, что человек выполнил свой долг, и мы готовы ему помочь. Сейчас в основном мы решаем запросы морально-интеллектуального характера. К ребятам приезжают спортсмены, артисты устраивают концерты, поднимают боевой дух. Сейчас нет потребностей в каких-то материальных вещах, в бытовом плане у них все необходимое есть.
– Давайте напомним, куда обращаться тем, кто нуждается в помощи.
– Я хочу поблагодарить администрации районов, которые с самого начала, с первого знакомства в военкомате были с семьями. Но, возможно, что до кого-то не дошли и кто-то остался без нашего внимания. Мы готовы помогать и сопровождать эти семьи.
Телефоны прежние: семьи мобилизованных могут обращаться в Центры помощи семье и детям районного уровня, могут – в Городской информационно-расчетный центр по справочному телефону 334-41-44 и Центр организации соцобслуживания по телефону 576-05-76, по единому номеру 122.