Людмила Манонина-Петрович – о новом спектакле ТЮЗа им. А. А. Брянцева «Если Медный всадник – это памятник Петру в бронзе и граните, то роман Гранина – в слове»
Постановка станет данью уважения к памяти великого русского императора в год празднования его 350-летия и посланием потомкам, наполненным глубокими смыслами. Режиссер спектакля Людмила Манонина-Петрович рассказала о том, какой характер был у Петра Первого, об особенностях инсценировки романа и его мистической составляющей.
– Людмила Николаевна, какое место в вашей жизни занимает роман «Вечера с Петром Великим» и как вы оказались в этом проекте ТЮЗа?
– Когда я впервые прочитала это произведение, была потрясена авторской глубиной погружения в материал. На мой взгляд, если Медный всадник – это памятник Петру в бронзе и граните, то роман Гранина – памятник Петру в слове. ТЮЗ им. А. А. Брянцева на постановку романа благословила лично дочь писателя – Марина Данииловна Гранина. Она же, зная о моей любви к творчеству Гранина, порекомендовала меня в качестве режиссера директору театра Светлане Васильевне Лаврецовой. До этого я уже реализовала онлайн проект «Вечера с Петром Великим» в театре «Ковчег». В течение четырех месяцев мы читали главы романа, очень подробно погружаясь в материал. Нашими зрителями были самые разные люди – старшеклассники, историки, учителя, психологи. Очень интересно было получать от них обратную связь. Практически все они в один голос говорили, что смогли не только обрести новые знания о Петре Первом, но и прочувствовать его на каком-то личностном уровне. Для меня это было очень важно. Поэтому я счастлива и вдохновлена выпавшей мне возможностью продолжить разговор о Петре Великом уже на сцене ТЮЗа им.А. А. Брянцева.
– Свой эпический роман о Петре Первом Даниил Гранин писал почти 20 лет. Произведение невероятно увлекательное, но при этом оно кажется трудным для театрального воплощения. Как вам удалось переосмыслить этот материал, сделав его возможным для постановки?
– В книге Даниила Гранина есть то главное, что помогло нам это сделать, – огромное количество собранной по крупицам уникальной документальной информации о царе Петре. Опираясь на этот бесценный материал, мы постарались создать портрет живого человека, прочертить линию жизни императора. Постепенно, добавляя штрих за штрихом, краску за краской, мы постарались максимально раскрыть характер одного из самых ярких правителей нашей страны. Конечно, за 2 часа пересказать весь роман невозможно, поэтому мы сконцентрировались на самых важных моментах, которые помогут зрителю понять и прочувствовать масштаб этой великой уникальной личности.
– В романе Даниила Гранина действие происходит в санатории, обитатели которого встречаются вечерами и ведут разговоры о Петре Первом. У вас эта канва осталась?
– Осталась, но немного видоизменилась. На научной конференции, посвященной этому роману, одна из исследователей заметила, что это мистическое произведение. К этому отсылает даже название. Вспомните, у Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки», а у Гранина – «Вечера с Петром Великим»… Компания, которая собралась в санатории «Канюк» – люди, пережившие инфаркт. Совсем недавно их коснулась «ледяная рука смерти», и они понимают, что остались в этой жизни ради чего-то важного. Это совпало с кризисом девяностых, который, по сути, тоже можно сравнить с инфарктным состоянием всего нашего государства. Мистика состоит в том, что герои попадают в некую точку времени и пространства, из которой они могут уйти в прошлое. Они это делают для того, чтобы получить ответы, которые нужны нам нынешним, и готовы поделиться своими знаниями со зрителями спектакля.
– Каким человеком предстанет император Петр в вашей постановке?
– Ярким, харизматичным. Но при этом сложным, принимающим непростые решения. А еще – без конца борющимся с самим собой. «Не только ангелы, но и демоны жили в его душе, но их он укрощал» – эта фраза принадлежит Екатерине Великой. Петру было невероятно трудно справляться с приступами гнева, которые его одолевали. Как он сам говорил, в нём накапливалась «жесточь», которая доводила его до бешенства. Конечно, тому были причины. Например, казнокрадство, которое Петр никак не мог победить. Чего он только не предпринимал, а подданные все равно воровали. Согласитесь, это кого угодно может вывести из себя, а мы говорим о человеке волевом, с сильным характером!
– Книга Даниила Гранина состоит из 34 глав. На каких из них вы сосредоточились?
– У нас будет 10 историй, которые собраны из разных глав. Каждая из них раскрывает какую-то черту характера нашего героя. Нам было важно показать Петра Великого не только государственным деятелем, реформатором, но и живым, чувствующим человеком. Конечно, сделать это за время, которое длится спектакль, совсем непросто. Поэтому, мы выбрали такой закон существования, когда каждая ситуация возникает как мгновенная фотография, вспышка. Она оживает и дает возможность прожить вместе со зрителями ту или иную историю и выйти с пониманием – а, так вот как это было!
– Упоминается ли в постановке о непростом детстве Петра?
– Да, это очень важный момент, отправная точка в становлении будущего российского лидера. Все знают тот факт, что на глазах десятилетнего царевича толпа разъяренных стрельцов ворвалась в царские палаты, убивая бояр, в том числе родственников будущего царя – Нарышкиных. Но мало кто задумывается о том, что с этой психической травмой Петру пришлось справляться самостоятельно, ведь раньше не было психологов, которые могли ему помочь. Поэтому рассказ о том, что императору пришлось пережить в детстве, помогает нам лучше раскрыть незаурядную личность Петра Первого, показать потрясающую силу его духа.
– Будет ли в спектакле любовная линия?
– Обязательно! Три женщины оставили след в сердце великого русского царя, оказали на него огромное влияние. Каждая из них достойна того, чтобы мы о них упомянули. Это Анна Монс – первая любовь молодого Петра, Екатерина, ставшая его второй женой, и Мария Кантемир – последнее сильное чувство российского императора.
– Кто из труппы ТЮЗа занят в спектакле?
– У нас сложился великолепный актерский ансамбль.На мой взгляд, все актеры очень точно попали в свои роли. Петра Первого играет ученик Зиновия Яковлевича Корогодского Валерий Зиновьев. Также в спектакле заняты – народная артистка России Ирина Соколова, заслуженный артист России Сергей Шелгунов, актеры Василина Стрельникова, Елизавета Прилепская, Ирина Волкова, Максим Подзин, Кирилл Таскин, Анастасия Малахова, Янина Бушина и другие. Для меня, как для режиссера, большое удовольствие работать с такими тонкими, чувствующими, думающими артистами.
– Для какой возрастной категории предназначен спектакль «Вечера с Петром Великим»? В чем важность такой постановки в наше время?
– Мы ориентируемся на аудиторию 12+. И это очень важно, потому что наш спектакль – это обращение в первую очередь к молодежи. Мы надеемся, что сможем заинтересовать их нашей историей, заставить задуматься о том, какую роль в ней играет личность, и вызвать желание прочитать великолепный роман Даниила Гранина. Ведь наши зрители – это наше будущее. В зале сидят те, кто может стать лидером в чем-то – в искусстве, в науке, в политике– и повести других за собой. Хочется, чтобы у них перед глазами был достойный пример человека, на которого они смогут равняться.