Лена Ахмадеева: «Реконструкция школ и библиотек – мощная тенденция»
Лена Ахмадеева пришла в сферу дизайна интерьера, мечтая сделать образовательные пространства для детей и школьников уютными и современными. Сегодня она первопроходец в индустрии: раньше в России не было студий, ориентированных исключительно на разработку интерьеров для образовательных учреждений. Поработав несколько лет микробиологом-генетиком, девушка сумела адаптировать не самый обычный для творческой личности бэкграунд к созданию уникальных проектов. Лаборатория дизайна Design Lab by Lena Akhmadeeva вдохнула новую жизнь в пространства гимназии № 624-Кванториум, колледжа петербургской моды, детского сада № 12, Академии цифровых технологий, инженерно-технической школы № 777 и многих других.
В интервью «Петербургскому дневнику» она рассказала, как удается балансировать между эстетикой пространства, его функциональностью и соблюдением СанПиНов, и что толкает на экстраординарные проекты.
Школы и детские сады – это в первую очередь функционал
– Почему в центре вашего внимания оказались именно образовательные учреждения – школы, техникумы, колледжи, библиотеки?
– По-моему, когда специалист развивается в каком-то одном направлении или нише, уровень его квалификации неизменно растет. Дизайн образовательных учреждений кардинально отличается от дизайна интерьеров жилых помещений. Во-первых, тут необходимо понимание масштабов, ведь школа это бесконечное количество квадратных метров, а университеты, колледжи имеют даже несколько корпусов. Во-вторых, нужно учитывать СанПиНы, строительные и пожарные нормы, а также уметь согласовывать проекты со всеми профильными ведомствами. В-третьих, при создании дизайн-проектов для образовательных учреждений прежде всего нужно думать о функционале. Скажем, продумывая дизайн для мастерских, необходимо учитывать не только, где какой станок стоит, но и где находятся розетки, заземление, из каких материалов приобретать мебель. Дизайнер обязан продумывать все детали. Даже уметь противостоять питерскому менталитету. К примеру, у нас мало солнца, тепла, поэтому заказчику хочется больше ярких деталей, чтобы жизнь казалась веселее. Но это «веселее» влияет на учеников и студентов. Они много времени проводят в своих пространствах, и в первую очередь им должно быть комфортно.
– Каким был самый первый образовательный проект и что «зацепило» в этой нише?
– Мой самый первый проект – дизайн инженерно-технологической школы № 777. Мне понравилось, что было много самых разнообразных задач – от разработки самого дизайн-проекта до согласования с Комитетом по образованию. И везде нужны свои навыки и таланты. Более того, с первых же моментов пришло понимание, что я точно знаю, как нужно действовать, чтобы получилось хорошо. И это ощущение дало мне понять, что занимаюсь своим делом. А ведь это была одна из первых государственных школ в городе с более или менее продуманным дизайном. Помню, для всех тогда стало шоком, что у нас коридор из бирюзового плавно перетекает в фиолетовый (смеется). Там была такая концепция: каждый этаж символизирует свое настроение, имеет свой цвет…
В итоге мой первый проект стал своеобразным уроком, как от замысла дойти до его реализации через все инстанции, отмены материалов (потому что их сняли с производства), бесконечные согласования помещений и так далее.
– Как пришла идея создать собственную команду?
– Дизайн интерьеров – крутая и очень социально ориентированная ниша. И для меня было важно при выборе своего предназначения заниматься чем-то полезным для общества, своей страны и будущих поколений, как бы громко это ни прозвучало. Именно образовательная сфера как надо легла в мою душу. И я поняла, что надо продолжать.
В какой-то момент пришло понимание, что в сутках всего 24 часа, и нужна команда для реализации всех задумок. Сейчас со мной работает порядка десяти человек – дизайнеры интерьера, графический дизайнер, менеджеры. И как руководитель творческого коллектива, я понимаю, что это особая структура и тема. Нужны определенные правила работы, потому что дизайнеров нужно эмоционально подпитывать: человек не сможет выдать продукт, если не будет насыщен изнутри. Любая реализация, идея или проект – отдача. Как руководитель, я должна всех чувствовать и понимать, кто на каком сейчас этапе: кого можно чуть-чуть дожать, а кого нет.
Реконструкция библиотек – мощная тенденция
– Мы привыкли, что библиотека – это тихое темное пространство с бесконечными пыльными полками книг. Но недавно в Московском районе открылась обновленная библиотека имени Паустовского – там много света и зон для активностей. В реконструкции учреждения принимал участие ваш коллектив. Как удалось добиться такого преображения?
– Сейчас в городе реконструируют библиотеки – считаю, что это очень крутая и мощная тенденция, и мне нравится, что к проектам привлекают дизайнеров. В библиотеку имени Паустовского мы впервые попали три года назад. Там был очень низкий потолок и вытянутое с точки зрения архитектуры помещение. Мы поняли, что нужно визуально расширить пространство, чтобы появилось ощущение легкости и воздушности.
Ещё одна непростая, но интересная задача – сделать ярким фасад. Во время получения технического задания мы услышали фразу: «Нашу библиотеку не видно, к нам мало заходят». Конечно, от нас, интерьерщиков, в этом смысле мало что зависит, но запрос мы услышали. Мы вышли из здания, посмотрели на него со стороны и поняли – люди видят с улицы только потолок второго этажа. И мы решили работать с потолком второго этажа (улыбается).
Сейчас невозможно пройти по тротуару и не заметить, как изменился интерьер внутри. Там висят акустические панели, реечный потолок и три вида светильников на черном фоне. Внутри не громоздко, а с улицы интригует – думаю, мы справились со своей задачей. Более того, акцентный потолок дал нам возможность приглушить все остальное и сосредоточиться на функциональности мебели.
– Библиотека сейчас становится многофункциональным пространством во всех смыслах…
– Там проводятся различные мастер-классы, мини-спектакли, снимаются подкасты. Нам необходимо было создать такое пространство, которое живет вместе с посетителями. Так, в обычные дни туда приходят милые бабушки, обучающиеся компьютерной грамотности. И тогда библиотека должна переформатироваться так, чтобы им было комфортно. Появились мобильные стеллажи для книг, которые можно расставлять и зонировать любым удобным способом.
Ещё одна классная задумка – виниловый проигрыватель с пластинками. Любой человек может поставить пластинку, надеть наушники и никому не мешать. А во время мероприятий стулья расставляются так, чтобы получилось одно большое пространство. Более того, в разных зонах присутствуют дублирующие экраны, которые дают возможность наблюдать за происходящим из любой точки.
Приятно, что город выделяет средства на реконструкции библиотек, потому что это новое социальное пространство, объединяющее людей разного возраста и интересов.
Стиль под названием «бюджет»
– Используете ли вы какие-то правила в создании интерьера?
– Помните, как в школах на уроках русского языка нам предлагали написать сочинение на свободную тему? Как правило, в такие моменты в голове нет никаких идей. Так вот дизайнеру образовательных учреждений гораздо интереснее работать в рамках огромного количества рамок, норм и СНиПов, заставляет искать вдохновение.
К примеру, когда мне говорят, что светильники должны быть определенного типа и размера, а стены только из пожаростойких материалов, то я воспринимаю проект как вызов, который провоцирует на экстраординарные идеи. Это уже не сочинение на свободную тему, а конкретные проблемы, которые нужно решать.
– Стиль, в котором вы работаете, имеет название? Как он появился?
– В своей работе я больше ориентируюсь на опыт зарубежных коллег. Но у нас другая ментальность. К примеру, скандинавский стиль многим кажется скучным, блеклым. У нас очень яркий стиль, который мы всегда стремимся успокоить и название которому пока не придумали. Одновременно мы должны свои идеи соизмерять с бюджетом. Так что наш стиль можно в шутку назвать «бюджетным». Сильные стороны этого стиля – зонирование с помощью цвета и мебели.
– Предположим, школьникам некомфортно в классе. Какие рекомендации вы бы дали, чтобы изменить внутреннее пространство?
– В учебном классе главное – это стена, на которой размещена доска. Даже таблицы умножения или выставка творческих работ не должны отвлекать от процесса. Логично, когда некоторая детскость присутствует в начальных классах, рисунки на стенах – растений, животных. Ведь дети из садика сразу попадают за школьные парты, и у них должен быть какой-то друг, хотя бы на стене. Но от Лунтиков и прочих героев надо отходить, потому что завтра они перестанут быть популярными или просто попадут под запрет.
У нас есть хороший пример школы № 460 в Шушарах. Там в начальной школе присутствуют картинки популярных в Санкт-Петербурге профессий. Каждая профессия ассоциирована с определенным цветом. Кабинет с Айболитом, например, выполнен в зеленом.
Важная деталь – шторы. Но, как правило, денег на них почти не остаётся, поэтому их приобретают позже и зачастую не по дизайн-проекту. Самое страшное – вертикальные жалюзи с аркой. По моему мнению, так делать ни в коем случае нельзя. Потому что мы работаем над ментальностью нашего будущего поколения – чем более эстетичными будут наши помещения, тем выше запросы на качество жизни в будущем. В крайнем случае при минимальном бюджете предлагаем серые или бежевые жалюзи без каких-либо чередований цветов. Также шторы должны иметь 40 процентов плотности, чтобы лучи солнца не мешали учиться.
– В каких направлениях планируете ещё развиваться?
– Мы чувствуем, что есть запрос делать современные школы. Правда, четкого понимания, как их делать правильно, ни у кого нет, поэтому мы всегда в поиске. Мы стали записывать подкаст о том, как должен выглядеть интерьер в школе. Целевая аудитория – директора школ, потому что понимаем, что сегодня не все школы могут воспользоваться услугами дизайн-студий из-за ограничений бюджета. Мы будем обсуждать, на что стоит обратить внимание при ремонте и строительстве школы. Подкаст выйдет в следующем году, он будет называться «Дизайн современной школы».
– Какими вы видите школы будущего?
– Школы будущего должны быть для детей. Сейчас часто видим, что строят очень крутые школы, в которых детям очень некомфортно. Школа должна жить вместе с детьми, и пространство должно быть в диалоге с ребятами. Мне бы хотелось в будущих проектах взаимодействовать с учениками, которые там будут учиться. Никто, кроме них, не знает, как должно функционировать пространство. Нужно, чтобы перемещалась мебель, стены, а на стенах можно было презентовать свой проект. Школа должна готовить к будущей жизни, самостоятельности и ответственности.